(Русский) Успешная реализация проактивной стратегии содействия экспорту Посольством Узбекистана в Турции

5/2020

Bunaqa til mavjud emas “Ruscha”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

     Пандемия COVID-19, ­внезапно обрушившаяся на весь мир в декабре прошлого года, кардинально изменила ситуацию во всём мире и определила экономические тренды мировой экономики. Снижение экономической активности в связи с карантином и закрытием границ приводит к застою на мировых рынках, следствием чего является, в том числе, снижение спроса на продукцию многих отраслей экономики, что, в свою очередь, объективно ограничивает и возможности экспорта отечественной продукции.
     Узбекистан среагировал на этот вызов быстро – был предпринят ряд превентивных антикризисных мер. 19 марта т. г. вышел Указ Президента Республики Узбекистан «О перво­очередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений». За этим указом последовали несколько постановлений Правительства, а также принятый 3 апреля 2020 г. Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии».
     Дипломатические представительства нашей страны за рубежом вывели «экономическую дипломатию» на первый уровень приоритетности в рамках исполнения задач, возложенных указанными выше документами.
     В настоящий момент страны, на которые приходится более двух третей объёма производства и доходов планеты, проводят политику эпидемиологического «сдерживания», что приводит к негативным экономичес­ким последствиям. Эти проблемы касаются всех государств, в том чис­ле и Турции, которая является одним из четырёх крупнейших внешнеторговых партнёров Узбекистана. Резкий спад мировой экономики привёл к значительному снижению спроса, а соответственно и цен на сырьевые ресурсы, доля которых в экспорте за последние годы хотя и сократилась, но всё ещё продолжает играть доста­точно важную роль. Экспорт продукции с более высокой добавленной стоимостью также может существенно уменьшиться из-за общего снижения цен в мировой экономике ввиду глобального спада спроса.
     Следует отметить, что за последние годы Турция превратилась в один из наиболее крупных экспортных рынков для Узбекистана. Ежегодные объёмы экспорта превысили отметку в 1 млрд долл. США (см. график). В 2019 г. товарооборот между странами увеличился на 22,7% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. и составил 2,52 млрд долл., в т. ч. экспорт – 1,2 млрд долл. (+ 27,4%). Ещё одно преимущество Турции в качестве крупного торгового партнёра состоит в том, что структура экспорта Узбекистана в эту страну относительно диверсифицирована и не зависит от одной или двух сырь­евых позиций. Основные статьи экспорта: цветные металлы и изделия из них (57,1%), текстильные изделия (17,6%), продовольственные товары (8,3%), пластмассы и изделия из них (4,1%), электрическое оборудование (4,3%), услуги (4,5%) и другие.
     Благодаря принятым с обеих сторон экстренным мерам удалось сохранить значительные объёмы двусторонней торговли в условиях глобальной пандемии COVID-19. За январь-сентябрь 2020 г. товарооборот между Республикой Узбекистан и Турецкой Республикой составил 1,4 млрд долл. США, в том числе экспорт – 650,8 млн долл., импорт – 783,2 млн долларов.
     Примечательным является то, что несмотря на временное повышение ставок импортной таможенной пошлины на текстильные изделия в Турции, за 9 месяцев т.г. экспорт пряжи возрос на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. и составил 150 млн. долларов.
     Наблюдается значительный рост в экспорте грузовых автомобилей «Исудзу», готовых трикотажных изделий, сушёных фруктов, орехов, замороженной рыбы, изделий из цинка, стальных и медных прутков, распределительных щитов и других.
     В целом, структура экспорта расширилась 13 новыми товарами, такими, как лекарственные препараты, мужская и женская одежда, полимеры пропилена, изделия из чёрных металлов и другими.
     До конца года ожидаемый объём экспорта составит, как минимум, более 1 млрд. долл., с соответствующей долей экспорта, что является хорошим прогнозом, учитывая вынуж­денные ограничительные меры с обеих сторон и стагнацию на рынках. По оптимистичным сценариям показатели могут быть ещё лучшими. Однако стратегия преду­сматривает навёрстывание упущенного в условиях пандемии в ближайший период и выход на новый уровень взаимовыгодного сотрудни­чества уже в новых реалиях, формируемых в посткризисный этап развития глобальной экономики. Для этого очень важно обеспечить сохранение текущих позиций на нынешних условиях, не допустить разрыва контактов с импортёрами и подготовиться к прорыву в освоении новых рынков сбыта в Турции для отечественной продукции в предстоящем новом посткризисном периоде.
     Эффективная стратегия и задейст­вованные механизмы позволяют ока­зать практические содействия экспорту, несмотря на чрезвычайно сложные проблемы, объективно воз­никающие во внешнеэкономических связях в международном масштабе.
     В складывающихся непростых условиях в стране пребывания на фоне пандемии COVID-19 и ограничительных мер, предпринимаемых турецкими властями, Посольство Узбекистана в Турции проводит работу в усиленном режиме. Одной из ключевых задач дипмиссии в нынешних условиях определено оказание всестороннего содействия отечественным экспортёрам в рамках усилий по смягчению для населения экономических последствий распространения пандемии коронавируса и глобальных кризисных явлений.
     Посольством разработана и воплощается в жизнь проактивная, комплексная стратегия, включающая в себя несколько компонентов. Во-первых, активизированы экстренные меры по формированию благоприятных политико-дипломатических и правовых условий для экспорта отечественных товаров и услуг. Во-вторых, предпринимаются системные меры по преодолению возникающих препятствий транспортно-логистического характера. В-третьих, ведётся систематическая информационно-аналитическая работа по детальному мониторингу конъюнктуры на рынках страны пребывания, поиску новых рынков сбыта, отслеживаются неблагоприятные и позитивные изменения для своевременного прог­нозирования и реагирования на появление новых рисков или преимуществ для экспортёров. В-четвёртых, осуществляется агрессивная маркетинговая политика, содействие наступательной рекламной деятельности по продвижению товаров и услуг отечественных производителей, поставщиков. В-пятых, налажена экстренная координационная функция, Посольство активно включено в процесс межведомственной деятельности по поддержке экспортёров в республике, ведётся работа непосредственно с производителями и потребителями, поставщиками и клиентами, оказывается практичес­кое содействие в установлении контактов, предварительной проверке потенциальных партнёров, предоставляются на безвозмездной основе переводческие, протокольные консульские услуги, юридические консультации, организовываются прямые связи, переговоры, в том числе посредством современных технологий видео-конференц-связи. В-шестых, проводится целенаправленная работа по адресному изучению передового опыта Турции по поддержке, стимулированию и продвижению экспорта для дальнейшего информирования профильных учреждений Узбекистана.
     Для реализации указанной стратегии Посольством налажен контакт практически со всеми элементами национальной системы поддержки экспорта. Дипмиссия поддерживает круглосуточную связь с департаментом экономической дипломатии Министерства иностранных дел, а также практически интегрировано с соответствующими подразделениями Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан. Ведётся тесное сотрудни­чество с Торгово-промышленной палатой, а также с ключевыми представителями закреплённых с дипмиссией регионов страны и отраслей национальной экономики.
     Для решения поставленных задач применяются все современные политико-дипломатические, правовые механизмы, методы информационно-аналитической и пропагандистс­кой работы, включая инновационные – цифровые, виртуальные переговоры, вебинары и онлайн-общение. Сформированы виртуальные платформы коммерческих и предпринимательских инициатив, в том числе в социальных сетях. Например, в Facebook начала функционировать новая страница «Üzbek-Türk Ticaret». Контент данного общедоступного информационного ресурса ежедневно обновляется коммерческими предложениями отечественных производителей экспортоориентированной продукции, создавая для них дополнительную возможность прямого диалога. Открытые и закрытые каналы мессенджеров Telegram и Instagram применяются для продвижения узбекских товаров и привлечения большего количества заинтересованных заказчиков, в том числе наших соотечественников, обуст­роенных и постоянно проживающих на территории Турции.
     Ещё одним системным новшеством является созданный по инициативе Посольства институт почётных консулов за рубежом. Впервые аккредитован ряд почётных консулов Республики Узбекистан в ключевых регионах Турции из числа видных, авторитетных представителей предпринимательских кругов. Таким образом, работа Посольства по практическому содействию продвижению экспорта с прикреплёнными регионами и производственными отраслями Узбекистана продолжается и в Анкаре, и в провинциях Турции.
 
 
Экономический отдел
Посольства Республики Узбекистан в Турции
 
 
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала

DO'STLARINGIZGA TAVSIYA ETING

  • Buyurtma qilish

    Buyurtma qilish
  • АФИША

  • Реклама

  • JURNAL SONLARI ARXIVI

  • Bog’lanish

    O’zbekiston, 100000, Toshkent sh., Matbuotchilar ko’ch., 32

  • Obuna bo’lish

    Obuna bo'lish uchun o'z e-mailingizni kiriting
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.