Пандемия COVID-19, внезапно обрушившаяся на весь мир в декабре прошлого года, кардинально изменила ситуацию во всём мире и определила экономические тренды мировой экономики. Снижение экономической активности в связи с карантином и закрытием границ приводит к застою на мировых рынках, следствием чего является, в том числе, снижение спроса на продукцию многих отраслей экономики, что, в свою очередь, объективно ограничивает и возможности экспорта отечественной продукции.
Узбекистан среагировал на этот вызов быстро – был предпринят ряд превентивных антикризисных мер. 19 марта т. г. вышел Указ Президента Республики Узбекистан «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений». За этим указом последовали несколько постановлений Правительства, а также принятый 3 апреля 2020 г. Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии».
Дипломатические представительства нашей страны за рубежом вывели «экономическую дипломатию» на первый уровень приоритетности в рамках исполнения задач, возложенных указанными выше документами.
В настоящий момент страны, на которые приходится более двух третей объёма производства и доходов планеты, проводят политику эпидемиологического «сдерживания», что приводит к негативным экономическим последствиям. Эти проблемы касаются всех государств, в том числе и Турции, которая является одним из четырёх крупнейших внешнеторговых партнёров Узбекистана. Резкий спад мировой экономики привёл к значительному снижению спроса, а соответственно и цен на сырьевые ресурсы, доля которых в экспорте за последние годы хотя и сократилась, но всё ещё продолжает играть достаточно важную роль. Экспорт продукции с более высокой добавленной стоимостью также может существенно уменьшиться из-за общего снижения цен в мировой экономике ввиду глобального спада спроса.
Следует отметить, что за последние годы Турция превратилась в один из наиболее крупных экспортных рынков для Узбекистана. Ежегодные объёмы экспорта превысили отметку в 1 млрд долл. США (см. график). В 2019 г. товарооборот между странами увеличился на 22,7% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. и составил 2,52 млрд долл., в т. ч. экспорт – 1,2 млрд долл. (+ 27,4%). Ещё одно преимущество Турции в качестве крупного торгового партнёра состоит в том, что структура экспорта Узбекистана в эту страну относительно диверсифицирована и не зависит от одной или двух сырьевых позиций. Основные статьи экспорта: цветные металлы и изделия из них (57,1%), текстильные изделия (17,6%), продовольственные товары (8,3%), пластмассы и изделия из них (4,1%), электрическое оборудование (4,3%), услуги (4,5%) и другие.
Благодаря принятым с обеих сторон экстренным мерам удалось сохранить значительные объёмы двусторонней торговли в условиях глобальной пандемии COVID-19. За январь-сентябрь 2020 г. товарооборот между Республикой Узбекистан и Турецкой Республикой составил 1,4 млрд долл. США, в том числе экспорт – 650,8 млн долл., импорт – 783,2 млн долларов.
Примечательным является то, что несмотря на временное повышение ставок импортной таможенной пошлины на текстильные изделия в Турции, за 9 месяцев т.г. экспорт пряжи возрос на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. и составил 150 млн. долларов.
Наблюдается значительный рост в экспорте грузовых автомобилей «Исудзу», готовых трикотажных изделий, сушёных фруктов, орехов, замороженной рыбы, изделий из цинка, стальных и медных прутков, распределительных щитов и других.
В целом, структура экспорта расширилась 13 новыми товарами, такими, как лекарственные препараты, мужская и женская одежда, полимеры пропилена, изделия из чёрных металлов и другими.
До конца года ожидаемый объём экспорта составит, как минимум, более 1 млрд. долл., с соответствующей долей экспорта, что является хорошим прогнозом, учитывая вынужденные ограничительные меры с обеих сторон и стагнацию на рынках. По оптимистичным сценариям показатели могут быть ещё лучшими. Однако стратегия предусматривает навёрстывание упущенного в условиях пандемии в ближайший период и выход на новый уровень взаимовыгодного сотрудничества уже в новых реалиях, формируемых в посткризисный этап развития глобальной экономики. Для этого очень важно обеспечить сохранение текущих позиций на нынешних условиях, не допустить разрыва контактов с импортёрами и подготовиться к прорыву в освоении новых рынков сбыта в Турции для отечественной продукции в предстоящем новом посткризисном периоде.
Эффективная стратегия и задействованные механизмы позволяют оказать практические содействия экспорту, несмотря на чрезвычайно сложные проблемы, объективно возникающие во внешнеэкономических связях в международном масштабе.
В складывающихся непростых условиях в стране пребывания на фоне пандемии COVID-19 и ограничительных мер, предпринимаемых турецкими властями, Посольство Узбекистана в Турции проводит работу в усиленном режиме. Одной из ключевых задач дипмиссии в нынешних условиях определено оказание всестороннего содействия отечественным экспортёрам в рамках усилий по смягчению для населения экономических последствий распространения пандемии коронавируса и глобальных кризисных явлений.
Посольством разработана и воплощается в жизнь проактивная, комплексная стратегия, включающая в себя несколько компонентов. Во-первых, активизированы экстренные меры по формированию благоприятных политико-дипломатических и правовых условий для экспорта отечественных товаров и услуг. Во-вторых, предпринимаются системные меры по преодолению возникающих препятствий транспортно-логистического характера. В-третьих, ведётся систематическая информационно-аналитическая работа по детальному мониторингу конъюнктуры на рынках страны пребывания, поиску новых рынков сбыта, отслеживаются неблагоприятные и позитивные изменения для своевременного прогнозирования и реагирования на появление новых рисков или преимуществ для экспортёров. В-четвёртых, осуществляется агрессивная маркетинговая политика, содействие наступательной рекламной деятельности по продвижению товаров и услуг отечественных производителей, поставщиков. В-пятых, налажена экстренная координационная функция, Посольство активно включено в процесс межведомственной деятельности по поддержке экспортёров в республике, ведётся работа непосредственно с производителями и потребителями, поставщиками и клиентами, оказывается практическое содействие в установлении контактов, предварительной проверке потенциальных партнёров, предоставляются на безвозмездной основе переводческие, протокольные консульские услуги, юридические консультации, организовываются прямые связи, переговоры, в том числе посредством современных технологий видео-конференц-связи. В-шестых, проводится целенаправленная работа по адресному изучению передового опыта Турции по поддержке, стимулированию и продвижению экспорта для дальнейшего информирования профильных учреждений Узбекистана.
Для реализации указанной стратегии Посольством налажен контакт практически со всеми элементами национальной системы поддержки экспорта. Дипмиссия поддерживает круглосуточную связь с департаментом экономической дипломатии Министерства иностранных дел, а также практически интегрировано с соответствующими подразделениями Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан. Ведётся тесное сотрудничество с Торгово-промышленной палатой, а также с ключевыми представителями закреплённых с дипмиссией регионов страны и отраслей национальной экономики.
Для решения поставленных задач применяются все современные политико-дипломатические, правовые механизмы, методы информационно-аналитической и пропагандистской работы, включая инновационные – цифровые, виртуальные переговоры, вебинары и онлайн-общение. Сформированы виртуальные платформы коммерческих и предпринимательских инициатив, в том числе в социальных сетях. Например, в Facebook начала функционировать новая страница «Üzbek-Türk Ticaret». Контент данного общедоступного информационного ресурса ежедневно обновляется коммерческими предложениями отечественных производителей экспортоориентированной продукции, создавая для них дополнительную возможность прямого диалога. Открытые и закрытые каналы мессенджеров Telegram и Instagram применяются для продвижения узбекских товаров и привлечения большего количества заинтересованных заказчиков, в том числе наших соотечественников, обустроенных и постоянно проживающих на территории Турции.
Ещё одним системным новшеством является созданный по инициативе Посольства институт почётных консулов за рубежом. Впервые аккредитован ряд почётных консулов Республики Узбекистан в ключевых регионах Турции из числа видных, авторитетных представителей предпринимательских кругов. Таким образом, работа Посольства по практическому содействию продвижению экспорта с прикреплёнными регионами и производственными отраслями Узбекистана продолжается и в Анкаре, и в провинциях Турции.
Экономический отдел
Посольства Республики Узбекистан в Турции