На сегодняшний день в условиях глобализации информационно-коммуникационные технологии охватили практически все сферы общественной деятельности, что способствует успешной реализации многих социально-экономических задач.
Развитие и широкое применение ИКТ являются общемировой тенденцией последних десятилетий. Использование современных технологий обработки и передачи информации имеет решающее значение как для повышения конкурентоспособности экономики и расширения возможностей для её интеграции в мировую систему хозяйства, так и для повышения эффективности процессов государственного управления на всех уровнях власти, в т. ч. на уровне местного самоуправления, в государственном и негосударственном секторах экономики.
На это обратил внимание Первый Президент Республики Узбекистан И. Каримов в своём докладе на расширенном заседании Кабинета Министров, посвящённом итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год: «В современных условиях, в эпоху Интернета и электроники приоритетное значение имеет широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в отраслях экономики, кардинальное ускорение создания системы «Электронное правительство».
Уже сегодня на ИКТ приходится примерно 5,5% мирового ВВП, и по оценкам авторитетных международных экспертов к 2020 году этот показатель превысит 9 процентов. К примеру, в Республике Корея доля сектора ИКТ в ВВП страны составляет свыше 11,8%, в Швеции – 7%, в США – 6,8 процента.
Несмотря на то, что в последние годы этот сектор нашей экономики развивается опережающими темпами, надо признать, что мы находимся только на начальной стадии этого процесса – доля ИКТ в ВВП Узбекистана не превышает двух процентов.
В выступлении Президента страны Шавката Мирзиёева на совместном заседании палат Олий Мажлиса подчёркнута необходимость более активного привлечения передовых информационных технологий во все сферы, что позволит достичь увеличения до 2030 года объёма ВВП более чем в два раза.
За прошедший период в республике сформированы прочные правовые основы для широкого развития ИКТ – приняты законы «Об информатизации», «О телекоммуникациях», «Об электронном документообороте», «Об электронной подписи» и ряд других.
3 апреля 2014 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-2158 «О мерах по дальнейшему внедрению информационно-коммуникационных технологий в реальном секторе экономики», которое явилось основанием для ускоренного развития и широкого применения ИКТ и программных продуктов во многих отраслях. Данным документом обозначена реализация 86 приоритетных проектов 37 органами хозяйственного управления с общим оценочным бюджетом в 336 млрд сумов. Основной акцент в постановлении был сделан на ТЭК, комплексы коммунальной сферы, транспорта, капитального строительства и строительной индустрии (52 предприятия, среди которых: АО «Узбекэнерго», АО «Узкимёсаноат», НГМК, АГМК, АО «Узбекистон темир йуллари», НАК «Узбекистон хаво йуллари», АО «Тошшахартрансхизмат» и др.), комплекс сельского и водного хозяйства, переработки сельхозпродукции и производства потребительских товаров (15 предприятий, среди которых АО «Узпахтасаноат», АЛК «Узсельхозмашлизинг» и др.).
Следующим шагом в данном направлении стало постановление Президента Республики Узбекистан от 1 августа 2016 года № ПП-2569 «О мерах по дальнейшему развитию и внедрению информационно-коммуникационных технологий в реальном секторе экономики в 2016–2018 годах», в рамках которого определена реализация 89 проектов на сумму свыше 1 млрд сум., в т.ч. в геологии, топливно-энергетическом комплексе, химической, нефтехимической и металлургической промышленности (33 проекта); коммунальной, транспортной сферах, капитальном строительстве и стройиндустрии (16 проектов); в сферах молодёжной политики, образования, культуры и спорта (11 проектов); направленные на макроэкономическое развитие, структурные преобразования, привлечение иностранных инвестиций и комплексное развитие территорий (9 проектов); в сельском и водном хозяйстве, переработке сельхозпродукции и производстве потребительских товаров (7 проектов); а также в здравоохранении, экологии и охране окружающей среды, машиностроении, автомобильной и электротехнической промышленности, стандартизации продукции.
Целью внедрения информационных систем и программных продуктов в реальный сектор экономики является стимулирование экономического роста за счёт сокращения издержек производства, снижения себестоимости продукции и услуг, повышения качества производимой продукции, оказываемых услуг и их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, а также наращивание экспортного потенциала, развитие науки, рост кадрового потенциала.
Постановление Президента страны от 27 декабря 2016 года «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2017 год» предусматривает развитие сферы ИКТ в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
В рамках глубоко продуманной государственной экономической политики реализуются комплексные меры, направленные на создание условий для роста высокотехнологичного производства, особенно для устойчивого развития малого инновационного предпринимательства, для решения актуальных проблем развития экономики страны в целом. В 2017 году будет продолжена практика государственной поддержки, стимулирования отечественных разработчиков программного обеспечения. Продлевается срок предоставляемых им налоговых и иных льгот до 1 января 2020 года, что послужит дальнейшему развитию софтверного рынка страны, превращению его в высокодоходный, инновационный сектор национальной экономики.
В целом, модернизация и внедрение ИКТ на уровне предприятия даёт возможность оперативного контроля и управления, что в дальнейшем приведёт к экономии средств и времени, повышению качества производимой продукции или оказываемых услуг, сокращению расходов. На макроэкономическом уровне такие проекты дают мощный толчок развитию экономики страны, обеспечивают высокие темпы роста ВВП, создают новые рабочие места, увеличивают доходы населения.
Саида МАКСУДОВА,
ведущий специалист Центра развития системы «Электронное правительство»