Правительством Узбекистана программа цифровой экономики включена в стратегический план развития страны с целью создания полноценной цифровой среды и цифрового пространства, что позволит ускорить решение проблемы глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности.
Человеческие ресурсы являются основным фактором современного социально-экономического развития как отдельно взятого государства, так и всего мира в целом. Это особенно актуально в контексте активной цифровизации экономических отношений. Данные изменения требуют внедрения инновационных подходов к управлению персоналом.
В статье поднимаются вопросы важности изучения роли и значения человеческих ресурсов в развитии цифровой экономики в Узбекистане.
Учитывая роль и значение человеческих ресурсов в цифровой экономике мы рассмотрим показатели, которые всесторонне оценивают развитие цифровых экономических отношений. Каждый показатель, определяющий уровень цифровизации экономики, учитывается с помощью информационной оценки знаний и навыков использования человеческих ресурсов, включая информационные и коммуникационные технологии.
На сегодняшний день определяющими являются не только профессиональные навыки, но и новые универсальные компетенции высокого уровня, такие как деловые и цифровые навыки, владение которыми является основой для устойчивого развития экономики и гарантией востребованности в условиях быстро меняющегося рынка труда. Компетенции и специальные навыки, которые не имеют прямого отношения к профессии или конкретному виду деятельности, становятся всё более актуальными, формируя новые профессиональные качества, необходимые для достижения успеха и интеллектуального роста современного специалиста. Деловые навыки включают в себя социальные, коммуникативные и управленческие навыки и связаны с личностными качествами работника. Именно они сейчас и определяют спрос на специалиста или потерю им рабочего места. Как правило, эти способности включают навыки межличностного общения: умение находить компромисс, решение проблем; при деловых встречах с партнёрами способности вести переговоры, убеждать, вызывать расположение и доверие; умение доказывать правомерность своей точки зрения, представлять свои идеи и отстаивать интересы компании; в деле проявлять оперативность, работоспособность, креативность и высокий уровень знаний; в команде обладать позитивным настроем, качествами лидера при разделении ответственности и трудовых обязанностей; умение предполагать, предвидеть перспективы развития, готовность к переменам, адаптации к новым условиям и режиму работы, к получению новых знаний и профессиональных навыков, а также оптимизация собственных ресурсов, рационализация рабочего времени, саморазвитие и многие другие социально ориентированные качества. Незнание этих полномочий сотрудниками или неумение ими пользоваться может привести к трудностям в процессах управления и коммуникации, формализованному отношению к своим обязанностям, несоблюдению корпоративных ценностей.
Хотя эти компетенции не зависят от особенностей их основной трудовой деятельности, однако являются залогом успешного продвижения, поэтому требуют специальной подготовки и даже предполагается, что они должны развиваться с раннего возраста. Благодаря процессам компьютеризации и цифровизации, которые охватывают практически все социально-экономические отношения, другая группа навыков – цифровые навыки – начала развиваться обособленно. Информационные навыки – это, в некотором смысле, сочетание жёстких и мягких навыков, что обусловлено, с одной стороны, их специфичностью для конкретной деятельности, а с другой – требованием конкретного пользователя. Равное использование разных видов цифровых устройств для потребностей разных групп заинтересованных лиц – как внешних, так и внутренних стейкхолдеров (руководителей, коллег, клиентов, партнёров), обеспечивает улучшение кросс-функциональных взаимодействий.
Комбинирование различных типов цифровой информации, полученных из разных источников – локальных или облачных программных продуктов, способствует созданию нового результата в решении профессиональных задач. Наряду с творческим и научным процессами исследователем усваиваются ценные технические навыки, что способствует выполнению своей исследовательской работы с наибольшей результативностью и экономией времени. Новые технические знания, приобретаемые учёным в процессе научно-исследовательской деятельности, не являются исчерпывающими и постоянно обновляются, что свидетельствует о растущем информационном компоненте людских ресурсов, обогащении его информационных и сетевых возможностей и компетенций.
Этот интернет-прогресс в области науки и образования, открывающий безграничные возможности по поиску, обработке и анализу большого объёма данных в области вычислительной техники и искусственного интеллекта, оказал глубокое влияние практически на все виды экономической деятельности с применением технологий управления, включая технологии управления персоналом. Цифровая трансформация бизнеса также неизбежно изменит используемую технологию и обеспечит качественный скачок для повышения как производительности бизнеса, так и его содержательности.
Цифровизация HR-функций требует новой компетенции в цифровой экономике, знания современных цифровых инструментов для автоматизации HR-процессов в компании. В данном направлении также необходимы кардинальные изменения в деятельности специалистов и менеджеров на всех уровнях, что предопределяет появление новых должностных мест, соответственно владельцы компаний и руководители подразделений для успешного ведения бизнеса также должны обладать этими новыми знаниями. В настоящее время различные исследователи пытаются создать универсальные информационные алгоритмы, которые могут оптимизировать типичные бизнес-функции для компаний в различных отраслях экономики с использованием методов цифрового преобразования. При этом каждая организации создаёт свою автоматизированную систему или адаптирует уже готовые решения и технологии менеджмента знаний под задачи обучения своего персонала соответственно приоритетным направлениям деятельности. В современной экономической ситуации для принятия рациональных управленческих решений большое значение имеет полнота, достоверность и своевременность информации, а также технологии её сбора, что требует развития аналитических способностей сотрудников, владения ими современными цифровыми решениями, моделями и инструментами HR-аналитики. При этом особое внимание уделяется кибербезопасности используемых каналов и программ. И примеров трансформирования роли специалиста по управлению персоналом с учётом цифровизации HR-процессов бесчисленное множество, что свидетельствует о высокой роли компетенций цифровой экономики в управлении человеческими ресурсами.
С учётом возрастания роли цифровизации экономики большое значение придаётся страновому рейтингу в области ИКТ. В 2015 г. первое место в рейтинге развития ИКТ заняла Южная Корея с индексом 8.93 балла. Первую тридцатку мест в рейтинге ИКТ традиционно занимают страны с высоким уровнем дохода, что говорит о прочной взаимосвязи между доходом и прогрессом в области ИКТ.
В 2017 г. упоминание Узбекистана на 93 месте в Глобальном индексе кибербезопасности послужило импульсом для дальнейшего развития сферы ИКТ в нашей стране. На сегодняшний день Узбекистан поднялся на 41 позицию в Глобальном индексе кибербезопасности Международного союза электросвязи (МСЭ) и встал в один ряд с лидерами СНГ по укреплению кибербезопасности. И это большой прорыв.
В новом индексе развития ИКТ Узбекистан в 2018 г. занял 95-е место с показателем 4,9 (среднее значение IDI для всех 176 стран рейтинга – 4,77). В 2012 г. Узбекистан занимал 116-е место (IDI – 3,27, среднее значение – 4,60). По показателям: «уровень доступа к ИКТ» Узбекистан оказался на 136-м месте (IDI – 2,95, в 2012 г. – 136 и 2,78); «использование ИКТ» – на 101-м месте (IDI – 2,09, в 2012 г. – 98 и 1,94); «навыки работы с ИКТ» – на 91-м месте (IDI – 6,94, в 2012 г. – тоже 91 и 6,94).
Эти результаты были достигнуты благодаря последовательной реализации задач, обозначенных в Государственной программе по Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 гг., в т. ч. по позиции совершенствования системы информационной безопасности и цифровизации экономики.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Под цифровой экономикой мы понимаем экономическую деятельность, основанную на новых способах производства, распределения, обмена и потребления с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
2. Важность человеческих ресурсов в развитии цифровой экономики, информационных и коммуникационных технологий и электронного общества в целом.
3. Согласно рейтингу цифровой конкурентоспособности, использование современных ИКТ как в России, так и в Узбекистане оказывает серьёзное влияние на государственное управление, бизнес-модели и общество в целом.
4. Человеческие ресурсы, которые являются основным источником цифровой экономики, несомненно, потребуют новых подходов к управлению её развитием с учётом цифровых тенденций в социально-экономических отношениях.
Санжар ТАИРОВ,
старший преподаватель кафедры «Экономика труда и управление»
филиала ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в г. Ташкент