Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Правительство примет меры для смягчения последствий повышения тарифов, сообщил Минфин. Рост тарифов на теплоэнергию ограничат. Акцизы на нефтепродукты и газ снизят.
Министерство финансов Узбекистана распространило материал, обосновывающий необходимость пересмотра ценообразования на энергоресурсы, и о планах по смягчению последствий повышения тарифов.
Долгие годы со стороны государства оказывается поддержка отраслям топливно-энергетического комплекса (ТЭК) путем предоставления им целевых субсидий, налоговых льгот и других преференций. На эти цели ежегодно направляются значительные средства из государственного бюджета в формате так называемых квазифискальных расходов государства.
Вместе с тем, как показывает мировой опыт, постоянная дотационная поддержка определенной категории предприятий и прямое вмешательство со стороны государства в рыночные механизмы формирования ценовой политики пагубно отражаются на эффективности их деятельности, приводя в конечном итоге к таким экономическим и социальным последствиям, от которых страдает все общество.
Тарифы на энергоресурсы и их себестоимость
Проведенный анализ финансового состояния предприятий топливно-энергетического комплекса выявил снижение уровня их эффективности, усиление проблем и рисков ухудшения устойчивого энергоснабжения отраслей экономики и населения. Это, в том числе вызвано возрастающими диспропорциями в ценообразовании на основные виды топливно-энергетических ресурсов.
Результат сложившихся диспропорций — убытки и долги. Так, совокупная сумма дебиторской задолженности в экономике доходила до таких размеров, что ставила под угрозу дальнейшее функционирование не только отдельных хозяйств, но даже отраслей. Поэтому из года в год «безнадежные» долги покрывались путем предоставления субсидий или списывались за счет бюджета, то есть фактически покрывались из средств налогоплательщиков. Подобная практика создавала условия для злоупотреблений и появления различных коррупционных схем.
Например, в 2017 году были списаны «безнадежные» долги предприятий АО «Узбекнефтегаз» на 8 трлн сумов, в том числе АО «Узтрансгаз» — 7,5 трлн сумов и АО «Узнефтепродукт» — 0,5 трлн сумов. Задолженность по АО «Узтрансгаз» образовалась в результате неплатежей со стороны АО «Узбекэнерго» — 3 трлн сумов, населения — 2,7 трлн сумов, АО «Узкимёсаноат» — 1,4 трлн сумов, предприятий теплоснабжения — 0,4 трлн сумов. Предприятиям АО «Узнефтепродукт», в свою очередь, задолжали производители сельхозпродукции — в основном, фермерские хозяйства.
Природный газ
Голубое топливо реализуется потребителям в среднем по цене 289,7 тыс. сумов за 1 тыс. кубометров. Фактическая себестоимость его производства, с учетом доставки до конечного потребителя, — 612,8 тыс. сумов. Таким образом, с каждой тысячи кубометров реализуемого газа прямые убытки компании составляют 323,1 тыс. сумов.
Электроэнергия
В Узбекистане в среднем за год производится 64 млрд. кВт/час электрической энергии, в том числе 83% на основе использования природного газа. Средняя себестоимость выработки 1 кВт/час на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях составляет 193,2 сума при отпускной цене 228,6 сумов, а за вычетом налога на добавленную стоимость 190,5 сума. Следовательно, АО «Узбекэнерго» с каждого квт/часа получает убытки в размере 2,7 сум.
Бензин и дизельное топливо
Установленная цена на автобензин марки АИ-80 — 3800 сумов/литр. При этом в процессе производства и доставки до потребителя убыток составляет 1414 сумов. При отпускной цене на дизельное топливо 4600 сумов/литр убытки достигают 1416 сумов.
Здесь на себестоимость влияет нехватка отечественного сырья и необходимость импорта нефтепродуктов из других стран, который и составляет основную часть расходов — более 75%. Необходимо отметить, что действующие до настоящего времени цены на автобензин и дизтопливо были приняты при мировой стоимости барреля нефти марки Brеnt 62 долларов США за баррель. Сейчас его стоимость возросла примерно до 80 долларов.
Реформы в энергетической отрасли — назревшая необходимость
Огромный разрыв между фактической стоимостью ресурсов и установленными тарифами нельзя считать оправданным с любой точки зрения. Тем более, как показывает практика, низкие тарифы стимулируют беспечное, бесконтрольное расходование ценных, но дешевых ресурсов, которые кажутся неисчерпаемыми. Потребители не озабочены внедрением современных энергосберегающих технологий — им это невыгодно. Таким образом, сложившаяся порочная цепочка ценообразования приводит к ухудшению работы предприятий ТЭК и угрожает энергетической безопасности всей страны в перспективе. Следовательно, возникнут препятствия на пути устойчивого экономического развития и улучшения благосостояния народа.
В этих условиях одной из необходимых мер является пошаговое повышение тарифов, без которого не устранить ключевые проблемы. При этом, принимая во внимание вопрос социальной поддержки населения, предлагается установить следующие тарифы:
на природный газ — 320 сумов за 1 кубометр (в эквиваленте 3,9 цента), что на 10% больше нынешнего.
Справочно: в Казахстане стоимость газа составляет 9,3 цента, России — 10,1, Кыргызстане — 20,7 цента за 1 кубометр;
на электричество — 250 сумов за кВт/час (в эквиваленте 3 цента), что на 9,4% больше действующей цены.
Справочно: в России стоимость электроэнергии составляет в среднем 5,8 цента, Казахстане — от 4,6 до 7,6 (в пределах социальной нормы), а в производящих дешевую электроэнергию на гидроэлектростанциях Кыргызстане — от 1,12 до 3,15, в Таджикистане — 1,79 цента за 1 кВт/час;
на бензин и дизельное топливо — 4000 сумов за 1 литр бензина марки АИ-80 (в эквиваленте 48 центов), 4500 сумов — АИ-91 (54 цента), 4800 сумов — за 1 литр дизельного топлива (58 центов).
Справочно: в Казахстане цены на бензин марки АИ-91 и дизельное топливо соответственно составляют — 41 и в среднем 52 центов, в Кыргызстане — 63 и 65, России — 62 и 69, в Таджикистане — 90 и 83 цента за литр.
Одновременно с этим государство наметило меры в целях снижения негативных воздействий повышения тарифов для населения. В частности, решено ограничить повышение тарифов на тепловую энергию для бытовых пользователей в среднем на 10%. Сопутствующие убытки профильных предприятий (около 286 млрд сумов в 2019 году) будут покрыты за счет бюджетной субсидии. Также с 16 ноября ставки акцизного налога на нефтепродукты снижаются на 90% (например, для бензина АИ-80 с 321,4 до 32,1 тысячи сумов на литр), а на природный газ — с 25 до 15%.
Тариф на природный газ, поставляемый для автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), устанавливается в размере 800 сум за кубометр, с отменой действующего порядка оплаты специальной инвестиционной надбавки в размере 500 сумов за кубометр. То есть, цена газа для АГНКС увеличивается с 789 до 800 сумов или всего на 11 сумов (1,4%).
Другое нововведение — экспериментальное и затронет только Юнусабадский район Ташкента, где с 1 января 2019 года будут внедрены базовые нормы потребления газа и электроэнергии для населения. По природному газу нормы потребления составят: 1000 кубометров на абонента в течение пяти месяцев отопительного сезона и 250 кубометров — в остальное время (независимо от наличия приборов учета). По электроэнергии — 300 кВт/ч в месяц на абонента. Как показывают расчеты, в среднем на 1 человека потребление энергии в месяц составляет 60 кВт/ч.
Справочно: Социальные нормы расхода электроэнергии установлены в ряде других стран СНГ. Так, в России социальная норма составляет от 50 до 350 кВт/ч в зависимости от региона на 1 человека в месяц, Азербайджане — 300 на 1 абонента, в Казахстане от 90 до 160 на 1 человека. При этом применяются повышающие коэффициенты: в России — 1,26 раза, Азербайджане — 1,57, Казахстане — 1,35 и 1,69 раза.
Участники столичного эксперимента в пределах нормы за электричество и природный газ будут платить по обычным расценкам, а при перерасходе — на 20% больше. Это стимулирует к бережному использованию ресурсов. Апробация нового подхода позволит выработать конкретные предложения по дальнейшему его применению, совершенствованию законодательства и осуществления расчетов. Все это направлено на обеспечение социальной защиты людей со средним достатком и малообеспеченныхслоев населения.
В этом контексте можно привести следующий пример: в 3-комнатной квартире г. Ташкента площадью 70 кв. м, где проживают четыре человека, предполагая наличие автомобиля, расходы на коммунальные услуги, бензин, а также хлеб, могут увеличиться в среднем на 57,3 тысячи сумов в месяц (с 606,8 до 664,1 тысячи сумов), в том числе:
- электроэнергия — 300 кВт/час (с 68,6 до 75 тыс. сумов);
- природный газ — 44 куб. м (с 12,7 до 14,1 тыс. сумов);
- горячая вода — 10 куб. м (с 43,5 до 47,8 тыс. сумов);
- отопление — 42 кв. м (с 61,5 до 67,7 тыс.сумов);
- холодная вода — 20 куб. м (с 7 до 7,6 тыс. сумов);
- услуги ТСЖ — 70 кв. м (с 28 до 31,5 тыс. сумов);
- вывоз бытовых отходов — 4 проживающих (с 15,6 до 18 тыс. сумов);
- канализация — 40 куб. м (с 8,4 до 9,4 тыс.сумов);
- бензин — 90 литров (с 342 до 360 тыс. сумов);
- хлеб — 30 шт (с 19,5 до 33 тыс. сумов);
Таким образом, приведенный пример показывает, что расходы на коммунальные услуги (водоснабжение, отопление, газ, электричество, вывоз бытовых отходов и т. п.), автобензин и хлеб в среднем увеличатся на 10%.
Здесь уместно сказать о принимаемых мерах по повышению размеров заработной зарплаты работников бюджетных организаций, которая, начиная с 2017 года увеличивается исходя из уровня инфляции за предыдущий период с тем, чтобы сохранить покупательскую способность населения. Например, инфляция по итогам первого полугодия 2018 года составила 6,2%, а индексация заработной платы работников бюджетной сферы, пенсий, пособий и стипендий с 15 июля 2018 года была произведена на 7%. Также, если по итогам 9 месяцев уровень инфляции составил 8,1%, размеры зарплат, пенсий, стипендий и пособий решением президента Шавката Мирзиёева увеличены с 1 ноября на 10%. С учетом июльского повышения, рост зарплаты по сравнению с началом года составил 17,7%.
Кроме того, президентом Узбекистана в целях повышения доходов и уровня жизни населения, усиления государственной поддержки социально уязвимых слоев населения, даны поручения Кабинету Министров по принятию дополнительных мер по опережающему увеличению доходов низкооплачиваемых работников.
В связи с этим, начиная с 1 января 2019 года, предусматривается увеличение тарифных коэффициентов по нижним разрядам Единой тарифной сетки в среднем на 10%, в том числе по 1 разряду — на 15%, по 2 разряду — на 10% и 3 разряду — на 5%.
Благодаря принимаемым мерам, будет осуществлено адресное повышение размеров оплаты труда более чем 360 тысячам работникам бюджетной сферы.Так, например, заработная плата уборщицы (1 разряд по ЕТС) увеличится в январе 2019 года, в сравнении с октябрем 2018 года на 121 тысячу сумов, или на 26,5%.
В целях усиления государственной поддержки уязвимых слоев населения с 1 ноября 2018 года запланировано увеличение объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на выплату социальных пособий и материальной помощи. Данная мера позволит в 2019 году расширить охват населения, получающего социальные пособия, с 511 тысяч до 620 тысяч семей (или в среднем на 20%).
В дополнение к этому необходимо особо отметить, что президентом Узбекистана поручено принять меры по значительному повышению размеров заработной платы медицинских и фармацевтических работников государственных учреждений.
Основные направления реформирования ТЭК
Принимаемые решения по увеличению тарифов кардинально отличаются от повышений, которые периодически осуществлялись в предыдущие годы. Прежде всего тем, что они сопровождаются стратегическими реформами в нефтегазовой и энергетических отраслях, а также в целом в экономике.
Какие первоочередные меры и задачи реализуются для достижения поставленной цели?
Во-первых, внесены принципиальные корректировки в макроэкономическую политику страны. Фундаментальной причиной возникновения диспропорций в экономике являлся тот факт, что в течение многих прошлых лет цены и тарифы на энергоресурсы повышалисьбольшими темпами, по сравнению с ростом закупочных цен на хлопок-сырец и зерно.
Теперь же закупочные цены на хлопок-сырец и зерно приближены до уровня мировых. В результате, аграрии полностью и своевременно платят за топливно-энергетические ресурсы (электроэнергия, дизельное топливо и другие) и минеральные удобрения. В свою очередь предприятия-производители энергоресурсов полностью и своевременно оплачивают за потребленный природный газ и другие ресурсы.
Кроме того, из-за нестабильности официального курса национальной валюты, каждое очередное повышение тарифов на энергоресурсы, практически не оказывало никакого эффекта на улучшение финансового состояния и производственной деятельности в отраслях ТЭК.
В настоящее время ситуация качественно другая. Так, например, если на 5 сентября 2017 года курс доллара по отношению к суму составил 8100 сумов, 23 октября — 8226,1 сума, т. е.колебания обменного курса оставались незначительными. Таким образом, стабильность обменного курса национальной валюты становится важным фактором обеспечения финансовой стабильности предприятий.
Во-вторых, намечены коренные изменения по совершенствованию системы управления в компаниях ТЭК. Осуществляется разработка Стратегии развития отраслей топливно-энергетического комплекса с участием авторитетных международных экспертов, что предусмотрено постановлением Кабинета Министров от 12 июля 2018 года «О мерах по привлечению авторитетных международных экспертов при разработке и реализации долгосрочных программ реформирования ключевых отраслей экономики».
АО «Узбекнефтегаз» в этом вопросе консультирует компания Boston Consulting Group, соответственно «Узбекэнерго» — Европейский банк реконструкции и развития, группа Всемирного банка, Азиатский банк развития и Международная финансовая корпорация.
Коренные реформы электроэнергетической отрасли начаты с принятием постановления президента от 22 октября 2018 года «О мерах по ускоренному развитию и обеспечению финансовой устойчивости электроэнергетической отрасли». В соответствии с принятым решением, образована Комиссия по реформированию электроэнергетической отрасливо главе с премьер-министром, с возложением на нее решение важнейших задач, совместно с Азиатским банком развития, Европейским банком реконструкции и развития и группой Всемирного банка, в числе которых:
- разработка до 1 марта 2019 года современной схемы организации производства, транспортировки, распределения и сбыта электрической энергии, предусмотрев при этом широкое привлечение частных, включая иностранных, прямых инвестиций в предприятия по производству и распределению (реализации) электрической энергии, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, при сохранении полного государственного контроля за транспортировкой электроэнергии, а также постепенное формирование современного оптового рынка электроэнергии на основе конкурсных закупок продукции непосредственно у генерирующих предприятий;
- подготовка и утверждение до 1 апреля 2019 года методологии расчета тарифов на электроэнергию, основанной на покрытии текущих и капитальных расходов, стимулирующей привлечение частного сектора в электроэнергетическую отрасль, предусмотрев при этом создание межведомственной тарифной комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан; и другие.
В-третьих, одним из важнейших принципов тарифного реформирования является социальная поддержка населения. Потому тарифы для населения повышаются только на 5−10%.
Практически не изменится тариф на природный газ для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (заправок), что позволит сохранить нынешний уровень цен на метан. Это значит, что не должны подорожать услуги такси и перевозки грузов автотранспортом, использующих газ.
Вместе с тем, следует признать то, что повышение тарифов для юридических лиц (на электрическую энергию — на 45% и природный газ — в 2 раза) отразится косвенным образом на себестоимости и ценах на производимые потребительские товары и услуги. Однако, с учетом того, что у большинства предприятий доля расходов на энергоресурсы в себестоимости продукции составляют незначительную часть, рост цен, как ожидается,не превысит уровень общей инфляции в экономике.
Для отдельных энергоемких отраслей, например, по производству строительных материалов, тарифы на природный газ останутся на нынешнем уровне — 1000 сумов за кубометр.
Для предприятий химической индустрии, в связи с ростом цен на газ и электроэнергию, цены на минеральные удобрения повышаются соразмерно. В свою очередь, соответственно будут увеличены закупочные цены на зерно и хлопок урожая 2019 года.
Возрастет объем бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным организациям для покрытия дополнительных затрат на электроэнергию. В частности, для насосных станций Министерства водного хозяйства, обеспечивающих водными ресурсами основную часть орошаемых земель республики, ассигнования увеличатся с 1 трлн 828 млрд сумов в 2018 году
до 2 трлн 858 млрд сумов в 2019 году. Кроме того, согласно постановлению Кабинета Министров №320 от 3 мая 2018 года, с 1 апреля т. г. расходы на электроэнергию, потребляемую насосными агрегатами фермерских хозяйств и ассоциаций водопотребителей, также покрываются за счет бюджетных субсидий, объемы которых возрастут в 1,5 раза или до 385 млрд сумов.
В заключение необходимо подчеркнуть, что конечной целью проводимых реформ является не поддержка какой-либо отдельной отрасли или компании, а создание условий для обеспечения населения и экономики энергоресурсами на рыночных условиях по конкурентным ценам.
Источник: «Газета.uz»