Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Согласно Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в настоящее время многие сферы и отрасли экономики страны набирают обороты и выходят на новый уровень развития. Не исключение и текстильная отрасль. Постоянный процесс коммуникаций с международными экспертами, поиск путей дальнейшего развития и внедрение инноваций уже дают свои положительные результаты. Посвящая номер перспективам развития текстильной и швейно-трикотажной промышленности, первым делом, по традиции, даём слово руководителю, ответственному за развитие всей отрасли – Председателю Ассоциации «Узтекстильпром» Хайдарову Илхому Уткуровичу.
– Илхом Уткурович, какие значимые, важные события произошли в индустрии текстиля с созданием Ассоциации? Как реформирование отрасли сказалось на состоянии текстильной промышленности нашей страны?
– Благодаря существенной поддержке и проводимым кардинальным реформам текстильная индустрия Узбекистана вошла в число стратегически важных и динамично развивающихся отраслей национальной экономики.
С учётом мнения и рекомендаций иностранных консультантов – Международной Федерации Производителей Текстиля, Международной Финансовой Корпорации, консалтинговой компании GERZI (Швейцария) и наших партнёров KOFOTI (Корея), CITI (Индия) была разработана и реализуется семилетняя Стратегия развития текстильной и швейно-трикотажной промышленности Узбекистана. В Стратегии с учётом мирового опыта и конкурентных преимуществ нашей страны предусмотрены и ассортиментная политика отрасли, и целевые параметры производства, и территориальный аспект, и экспорт, и вопросы подготовки кадров, и инновационная деятельность, и технологическая политика… Важнейшим направлением реализации Стратегии является широкое привлечение внутренних и внешних инвестиций, нацеленных на создание новых высокотехнологичных производств, повышение конкурентного уровня отрасли.
Приведу несколько цифр: в отрасли функционируют около 7 000 предприятий. Если объём внутренней переработки хлопкового волокна в 2016 г. составил 410 тыс. т, то в текущем году мы ожидаем его почти двукратный рост до 760 тыс. т, или более 80% от производимого в стране хлопка.
Продолжая динамику стремительного роста экономических показателей отрасли, достигнутые всего за два года реформ, уже к 2020 г. мощности текстильных фабрик позволят полностью, я подчеркну, полностью перерабатывать хлопок внутри республики, создавая добавленную стоимость.
Аналогичная картина и с экспортом, показатели которого к концу текущего года превысят двухмиллиардный рубеж в долларовом исчислении.
Ещё одно важное достижение – это пуск новых объектов. Так, если по итогам 2017 г. было реализовано 33 проекта на общую сумму 260 млн долл., то в 2018 г. уже 60 проектов на 550 млн долларов. В 2019 г. намечается пуск в эксплуатацию более 50 инвестиционных проектов по производству различных тканей, трикотажного полотна, швейно-трикотажных, чулочно-носочных изделий, и самое важное – создание современных красильно-отделочных производств на общую сумму 600 млн долл. США.
Причём, новые производственные мощности и соответственно рабочие места создаются в регионах, где ещё 2–3 года назад не было ни одного промышленного предприятия – это Канлыкульский и Шуманайский районы Республики Каракалпакстан, Янгиабадский и Арнасайский районы Джизакской области, Бозский и Улугнорский районы Андижанской области, Шерабадский район Сурхандарьинской области и другие.
Кроме того, уже в сентябре начнёт работу узбекско-корейский текстильный Технопарк при Ташкентском институте текстильной и лёгкой промышленности, ведётся активное строительство шоу-рума и коворкинг-центра предприятий Ассоциации «Узтекстильпром». Все эти новые объекты будут способствовать многостороннему развитию отечественного текстиля.
В рамках инициированных Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым пяти инициатив именно швейно-трикотажная отрасль выбрана основной в части повышения занятости женщин в сельской местности. Этот большой социальный проект, реализуемый со стороны «Узпахтасаноат», уже показывает первые результаты – в десятках трудоизбыточных районах страны трудоустроены тысячи женщин и начаты поставки продукции на экспорт.
– Согласно Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности» внедряется кластерный метод развития. Какими преимуществами обладают хлопково-текстильные кластеры?
– Наша отрасль является первой, которая решительно откликнулась на инициативу Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева, и уже в 2017 г. был успешно реализован проект хлопково-текстильного производства в Кизилтепинском районе Навоийской области. В 2018 г. уже в 20 районах по всей республике на площадях в 160 тыс. га были организованы аналогичные кластеры. В настоящее время на площадях более 640 тыс. га реализуются 75 хлопково-текстильных проектов, инициаторами которых являются предприятия отрасли.
Самое важное заключается в том, что организаторы хлопково-текстильных производств, развивая рыночные отношения в сельском хозяйстве, активно внедряют передовые агротехнологии и промышленные методы организации работ, резко увеличивают уровень механизации, в т. ч. при сборе хлопка, устанавливают новые хлопкоочистительные заводы, применяют рациональные механизмы водопользования (лазерная планировка земли, капельные и дождевальные системы орошения), привлекают в хлопковую отрасль высококвалифицированных иностранных специалистов и агрономов. Например, «Индорама Агро» привлекла специалистов из Австралии и Индии, «Мароканд Сифат Текстиль» из Греции, «Навбохор текстиль» и «Арт соф текстиль» из Турции, «Корея Самарканд» из Кореи.
Уверен, уже в ближайшие годы мы станем свидетелями прорывного роста в урожайности хлопчатника до 60 центнеров с гектара и выше.
– Этот год знаковый для максимального задействования инвестиций. Насколько инвестиционная политика Ассоциации обеспечила повышение экономических показателей развития отечественного текстиля и способствовала решению задач социальной направленности?