(Русский) Узы взаимного доверия, солидарности и единства

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

     Тюркский совет или Совет сотрудничества тюркоязычных государств – это международная межправительственная организация, объединяющая современные тюркские государства, главной целью которой является развитие всестороннего сотрудничества между её членами.
     Об интеграции тюркского мира и культурном взаимодействии мы поговорили с Багдадом АМРЕЕВЫМ, Генеральным секретарём Совета сотрудничества тюркоязычных государств.
 
     – Как известно, авторитет Совета сотрудничества тюркоязычных государств на международной арене растёт. И начнём наш разговор, если позволите, с вопроса о создании данного Совета и количестве государств-членов, а также его основной цели и направлениях деятельности.
     – Процесс формирования и становления Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет) начался сразу же после распада СССР и первого Саммита глав тюркоязычных государств, состоявшегося в 1992 г. в Анкаре, в котором приняли участие президенты Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Турции и Узбекистана.
     Принимая во внимание эффективность и результативность первой встречи в рамках Анкарского Саммита, главами государств было решено продолжить практику проведения подобных саммитов. Последующие встречи на высшем уровне были организованы в Стамбуле (1994, 2001 и 2010 гг.), Бишкеке (1995 г.), Ташкенте (1996 г.), Астане (1998 г.), Баку (2000 г.), Анталии (2006 г.), Нахичевани (2009 год).
     Отрадно отметить, что на Ташкентском Саммите в 1996 г. была признана необходимость проведения регулярных многосторонних консультаций и встреч, а также учреждения Секретариата Саммита тюркоязычных государств. В дальнейшем, на Саммите в Астане в 1998 г. был принят Устав Секретариата, а на Бакинском Саммите в 2000 г. принято решение об учреждении Постоянного секретариата в Турции.
     В 2009 г. главами Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и Турции в г. Нахичевани было подписано Нахичеванское соглашение об учреждении Тюркского совета, которое вступило в силу в ноябре 2010 года. Тогда же в ходе организованного в Стамбуле 10-го Саммита было торжественно провозглашено о начале деятельности Тюркского совета, учреждён его Секретариат в Стамбуле и Генеральным секретарём назначен представитель Турции Посол Халил Акынджи.
     По инициативе Первого Президента Республики Казахстан – Почётного председателя Тюркского совета Нурсултана Назарбаева – в Астане 20-21 октября 2011 г. прошёл первый Саммит Тюркского совета. В последующем саммиты были проведены в Бишкеке (2012 г.), Габале (2013 г.), Бодруме (2014 г.), Астане (2015 г.), Чолпон-Ате (2018 г.), Баку (2019 год).
     На Чолпон-Атинском Саммите, состоявшемся в 2018 г., в качестве почётного гостя впервые принял участие Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев.
     В ходе данного заседания Венгрия получила статус наблюдателя и был избран новый Генеральный секретарь. В сентябре 2019 г. учреждён Европейский офис Тюркского совета в Будапеште. На 7-м Саммите, организованном в честь 10-летия с момента подписания Нахичеванского соглашения в Баку 15 октября 2019 г., Узбекистан стал полноправным государством-членом этой организации.
     С присоединением Узбекистана Тюркский совет насчитывает в своих рядах пять государств-членов: Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция и Узбекистан. Венгрия имеет статус наблюдателя. В то же время продолжается работа по сотрудничеству с Туркменистаном на разных уровнях, что соответствует духу братства и единства между тюркскими государствами.
     Основные цели и задачи деятельности Тюркского совета закреп­лены в Нахичеванском соглашении, согласно которому деятельность организации направлена на укреп­ление взаимного доверия, дружбы и добрососедства, поддержание мира и безопасности как между тюркоязычными народами, так и на глобальном уровне. С учётом необходимости интеграции и развития национальных экономик государства-члены нацелены на создание благоприятных условий для торговли и инвестиций, упрощение таможенных и транзитных процедур в целях поэтапного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий, а также упрощения финансовых и банковских операций. Ещё одним важным направлением является расширение взаимодействия в области науки и технологий, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, поддержки молодёжи, популяризации великого культурно-исторического наследия тюркских народов.
     В целом Тюркский совет всеми усилиями действует во благо развития всестороннего сотрудничества – в политической и торгово-экономической, научно- и военно-техничес­кой, правоохранительной и природоохранной, энергетической и транспортной, культурной и образовательной областях, кредитно-финансовой сфере.
     – Как Вы уже отметили, в октяб-ре 2019 г. Узбекистан впервые принял участие в качестве полноправного члена в 7-м Саммите Тюркского совета в Баку. Как это было воспринято Тюркским советом и меж-дународным сообществом?
     – Вступление Узбекистана в Тюркский совет стало эпохальным событием в укреплении единства тюркского мира. Государства-члены и наблюдатели Тюркского совета с радостью восприняли это событие и приветствовали Республику Узбекистан в качестве полноправного члена организации. Данное историческое решение совпало по времени с празднованием 10-й годовщины подписания Нахичеванского сог­лашения.
     Узбекистан всегда был и остаётся страной, духовное достояние которой является одной из фундаментальных основ Тюркского мира, экономичес­кой и культурной колыбелью Тюрко-Исламской истории с её древними хранителями – городами Самарканд, Бухара и Хива, расположенными вдоль Великого шёлкового пути. Братский узбекский народ с его богатым национальным и историческим наследием внёс огромный вклад в мировую цивилизацию. Узбекистан с его растущими возможностями открывает всем государствам-членам новую, яркую главу сотрудничества и, диверсифицируя повестку Тюркского совета, усиливает и укрепляет экономическую составляющую межгосударственного взаимодействия.
     Несомненно, вступление Узбекистана в Тюркский совет раскрывает ранее незадействованные возможности взаимовыгодного партнёрства, в т. ч. благодаря конкретным инициативам, выдвинутым Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым на саммитах в Баку в октябре 2019 и апреле 2020 годов.
     Членство в организации способствует расширению географии и уг­лублению разнопланового сотрудничества между тюркоязычными го­сударствами, что вызывает интерес к деятельности Тюркского совета со стороны отдельных государств, на тер­ритории которых проживают тюрк­ские общины. С расширением Тюркского совета можно смело констатировать о том, что на территории государств-членов и страны-наблюдателя проживают свыше 160 млн человек.
     Эти факторы играют важную роль в развитии торговых отношений между Востоком и Западом, имеют большой потенциал для того, чтобы Совет мог стать всеобъемлющим геоэкономическим и геополитическим участником не только в Азии, но и во всём мире.
     – Несомненно, решение о целесообразности членства Узбекистана в Тюркском совете было принято в связи с эффективностью деятельности организации, видением её широких перспектив и потенциала. Можете ли вкратце рассказать об экономическом сотрудничестве в рамках Тюркского совета?
     – В течение четверти века страны Тюркского совета значительно улучшили свои мощности, чтобы производить больше продукции за счёт активизации экономической деятельности. ВВП государств-членов и страны-наблюдателя на основе паритета покупательской способности увеличился с 757 млрд долл. в 1992 г. до 3,8 трлн долл. в 2019 году.
Средние темпы роста реального ВВП за последние два года замедлились, достигнув 3,3% в 2018 г. и 2,3% в 2019 году. Согласно данным МВФ, из-за вспышки COVID-19 в 2020 г. средний рост реального ВВП также сократился на – 3,7 процента. Однако к 2021 г. вновь прогнозируется рост.
     Общий объём внутрирегиональной торговли, измеряемый через экспорт, увеличился с 11,1 (2016 г.) до 20,2 млрд долл. (2019 год). Доля внут­рирегионального экспорта в общем объёме экспорта остаётся пока на неудовлетворительном уровне, на его долю в 2010 г. приходилось всего 3,4 %, а в 2019 г. – 5,1 процента.
     Следует отметить, что за весь период деятельности Тюркского совета было организовано десять заседаний министров экономики и одиннадцать встреч рабочих групп по экономическому сотрудничеству, в ходе которых обсуждались шаги по укреплению экономического сотрудничества и принимались конкретные планы действий по реализации дос­тигнутых договорённостей.
     Проведены также десятки минис­терских встреч в других экономичес­ких сферах, таких как транспорт, информационно-коммуникационные технологии, туризм и другие.
     В 2019 г. в Нур-Султане был подписан Меморандум о взаимопонимании между государственными органами по поддержке малых и средних предприятий государств-членов Тюркского совета и Меморандум о взаимопонимании по обмену информацией и опытом между различными типами экономических зон на полях 7-го Саммита Тюркского совета, организованного в Баку в октябре 2019 года.
     В продолжение реализации поставленных главами государств задач 6 мая 2020 г. была организована встреча министров экономики/торговли и глав таможенных админист-раций в формате видеоконференции. Основными целями встречи было принятие мер по поддержанию нынешнего уровня торгово-экономических отношений, смягчению негативного воздействия пандемии на экономику, а также укрепление торговых отношений во время и после пандемии. В ходе встречи между министрами достигнута договорённость о разработке совместного плана действий при координации Сек­ретариата, принятии мер по обеспечению продовольственной безо­пасности и подготовке общего спис­ка товаров первой необходимости, а также об упрощении процедур таможенного оформления товаров. Рассмотрены вопросы определения общей стратегии содействия торговле и поощрения мультимодальных перевозок по Транскаспийскому коридору, а также обеспечения эффективного использования железной дороги по направлению Баку – Тбилиси – Карс.
     В рамках этой встречи участники договорились подготовить перечень товаров первой необходимости для реализации инициативы по созда­нию «зелёного коридора» на таможен­ных пунктах пропуска, выдвинутой ­Президентом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёевым на полях внеочередного Саммита глав государств, организованного в формате видеоконференции 10 апреля 2020 года.
     Ещё одной важной структурой Тюркского совета является Тюркский деловой совет, который вносит весомый вклад в развитие экономического сотрудничества под эгидой организации. Учреждение объединяет ассоциации предпринимателей государств-членов и стремится к расширению сотрудничества между ними.
     Заседания Делового совета проводились в Ташкенте 14 декабря 2018 г., в Нур-Султане 17 мая 2019 г. и вновь в Ташкенте 5 октября 2019 года. В форумах приняли участие более 500 участников, в т. ч. председатели торгово-промышленных палат государств-членов Тюркского совета, предприниматели и деловые круги. В рамках мероприятий был принят устав Торгово-промышленной палаты Тюркского совета.
     В мае 2019 г. в Нур-Султане была образована совместная Торгово-промышленная палата тюркских стран, и в августе того же года состоялась Учредительная конференция СТПП со штаб-квартирой в Стамбуле. В рамках совместной палаты разрабатываются проекты по созданию свободных экономических зон и торговых домов в странах Тюркского совета.
     В продолжение взаимодействия в сфере экономики государствами – членами Тюркского совета ведётся активная работа по созданию Тюркского инвестиционного фонда. Так, 17-18 января 2019 г. в Стамбуле Сек­ретариат провёл очередное техническое совещание с участием соответствующих институтов государств-членов, на котором участники обсудили дополнительные детали целей, структуры и условий совместного фонда и согласовали концептуальный документ по его созданию. Ожидается, что о создании Инвестиционного фонда Тюркского совета будет объявлено в ходе предстоящего саммита организации.
     В целях создания электронной базы данных бизнес- и деловых кругов, свободного ознакомления с ­инвестиционными и другими про­ектами, а также доступа к зарубежным рынкам и налаживания партнёрских отношений был создан веб-портал тюркского бизнеса (www.turkicbusiness.com). Сайт предоставляет информацию о рынках, экономическом развитии, деловых возможностях, ярмарках, выставках, программах обучения и других событиях в тюркоязычных странах.
     – На 7-м саммите Совета Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своём выступлении выдвинул ряд предложений и инициатив. В частности, было отмечено, что реализация крупных транспортно-коммуникационных проектов создаст существенные возможности для выхода на европейс­кие, китайские и южноазиатские рынки через транспортный коридор Центральная Азия – Турция. Каким образом можно использовать потенциал Транскаспийского международного транспортного коридора? Как к этому подходит Тюркский совет, и что делается в данном направлении?
     – Фактически Транскаспийский международный транспортный коридор, известный также как «Средний коридор», становится всё более безопасным и кратчайшим торговым маршрутом между Европой и Азией, соединяющим те страны Тюркского совета, которые не имеют прямого выхода к морю. Коридор расширяет рыночные возможности, предлагая значительную экономию за счёт уг-лубления потенциала и увеличения масштабов экономической интеграции между странами Тюркского совета. В то время, как пандемия COVID-19 негативно влияла на большую часть международной торговли и грузоперевозок, «Средний коридор» показал свой потенциал в качестве надёжного и самого короткого торгового пути, способного обеспечивать доставку грузов из восточных частей Азии в Европу в течение около двух недель.
     Необходимо отметить, что вообще странами Тюркского совета в последние годы предприняты значительные шаги в направлении улучшения транспортной инфраструктуры и эффективного задействования транзитного потенциала «Среднего коридора». Таможенные процедуры в порту «Актау» в Каспийском море были упрощены благодаря внедрению системы «единого окна», а портовые сборы значительно снижены, что способствовало достижению значительной оперативности и оптимального удешевления транспортных операций. Ввод в эксплуатацию порта Курык также внёс свой вклад в развитие транзитного потенциала «Среднего коридора». В дополнение к перечисленному 30 октября 2017 г. была введена в эксплуатацию новая железнодорожная линия Баку – Тбилиси – Карс, призванная облегчить доступ стран Центральной Азии, в т. ч. Афганистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана к европейс­кому и мировому рынкам. Протяжённость железной дороги составляет 846 км, из которых 504 км проходят по территории Азербайджана, 263 км – по территории Грузии и 79 км – по территории Турции. На сегодняшний день этот железнодорожный путь является самым коротким маршрутом, соединяющим Китай и Европу.
     В этом контексте следует отметить, что на 7-м Саммите (г. Баку, 15 октября 2019 г.) и внеочередном видеосаммите глав государств Тюркского совета, посвящённом теме «Солидарность и сотрудничество в борьбе с пандемией COVID-19» (10 апреля 2020 г.), главы государств подтвердили важность создания благоприятных условий и упрощения административных процедур для превращения «Среднего коридора» в эффективный, устойчивый и бесперебойный маршрут. Особый акцент при транспортном сотрудни­честве сделан на обеспечении продовольственной безопасности и бес­препятственном перемещении товаров первой необходимости.
     Логическим продолжением повышения транспортного потенциала государств-членов организации стал запуск в ноябре т.г. Пилотного проекта между Узбекистаном и Казахстаном по осуществлению грузовых перевозок с использованием элект­ронных книжек «eTIR». Цифровизация процесса перевозок позволит значительно упростить работу как таможенных органов, так и перевозчиков, будет способствовать сокращению операционных издержек, ускорит и сделает её более безопасной.
     В контексте повышения привлекательности «Среднего коридора» важное значение имеет осуществление железнодорожных перевозок между Турцией и Китаем по данному коридору. Следует отметить, что 4 декабря т. г. из Стамбула через «Средний коридор» отправился грузовой поезд в китайский город Сиань, который преодолел 8 693 км за 12 дней. Поезд пересёк два континента, два моря и пять стран.
     Реализация данных проектов является ярким примером успешного взаимодействия и практическим воплощением в жизнь приоритетных задач, определённых в Бакинской декларации внеочередного саммита глав государств-членов Тюркского совета от 10 апреля 2020 года.
     В целом совместно с государствами-членами Тюркского совета принимаются меры по совершенствованию правовых основ международной комбинированной перевозки грузов и созданию «зелёного коридора» для быстрого транзита продовольственных, медицинских, гуманитарных грузов и товаров первой необходимости. В этих целях в начале 2021 г. планируется проведение очередного заседания по вопросам дальнейшего развития транспортной инфраструктуры, на котором будут обсуждены детали предложения узбекской стороны по данному «зелёному коридору».
     Чтобы показать миру эффективность и жизнеспособность Транскас-пийского коридора, в данном направлении также планируется организация демонстрационного автодорожного тура от границ Китая до Стамбула.
     В ходе внеочередного заседания саммита в апреле т. г. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев пред­ложил соответствующим учреждениям/организациям государств-членов рассмотреть возможность использования современной инфраструктуры портов Актау, Туркмен­баши, Алат, Самсун и Мерсин при строительстве транзитных и логис­тических центров, а также задейст­вовать во внешней торговле систему взаимовыгодных скидок и льгот по грузоперевозкам. Кроме того, в рамках Тюркского совета существует механизм побратимского взаимодействия портов (порты Баку и Актау, Самсун и Курык являются членами данной структуры), что значительно повысит эффективность и объёмы товарооборота. Ожидается присоединение к учас­тию в этом процессе порта Мерсин. Он имеет стратегическое расположение на побережье Средиземного моря. Параллельно ведётся работа и по участию стратегически важных для проведения экспортно-импортных операций сухопутных портов государств-членов Тюркского совета, в т. ч. интермодального центра Навои и Тер­меза.
     В целях дальнейшего углубления транспортно-логистических связей Тюркским советом прорабатываются следующие задачи:
     ● улучшение и гармонизация региональной транспортной политики и технических стандартов, связанных с грузовыми перевозками;
     ● содействие инновациям в транспортных и таможенных операциях с помощью оцифровки и элект­ронных документов (например, eTIR, eCMR);
     ● поддержание эффективной сети координации и связи, в т. ч. между каспийскими портами, а также логистическими центрами; координирование процесса портов-побратимов;
     ● обеспечение технической помощи и поддержки со стороны международных партнёров, таких как ВТО, ЕЭК ООН, ЭСКАТО и ОЭСР.
     – Расскажите пожалуйста, какие у Вас ожидания от участия Узбекистана в Тюркском совете?
     – Мне бы хотелось подчеркнуть, что вступление Узбекистана в организацию прежде всего является отражением естественных историчес-ких процессов. Узбекистан всегда присутствовал в формировании Тюркского совета, только требовалось юридическое оформление. На древней узбекской земле формировалась наша общая тюркская история, творили великие учёные и мыс­лители, труды которых внесли бесценный вклад в мировую науку и культуру.
Участие Узбекистана в качестве полноправного члена не только отвечает коренным интересам всего тюркского мира, но и придаёт мощный импульс деятельности Тюркского совета и постоянно расширяющемуся сотрудничеству между тюркоязычными странами и народами.
     Следует отметить, что сегодня на новый уровень вышли не только культурно-духовные связи, но и торгово-экономические и транспортно-коммуникационные отношения Узбекистана с остальными членами и наблюдателями организации. За последние годы объёмы взаимной торговли этих стран увеличились поч­ти в два раза, расширяется транспортное сообщение и соответственно растут грузоперевозки.
     Сейчас Узбекистан вступает в качественный новый этап своего развития. В полную силу реализуется мощный потенциал государства. В республике проводятся реформы по созданию условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития страны и общества, либерализации экономики и развитию социальной сферы, а также обеспечению безопасности и межнационального согласия. Конструктивная и взвешенная внешняя политика страны нацелена на создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства, а также повышение международного имиджа.
     Сегодня изменившаяся атмосфера регионального диалога, характер сотрудничества между странами Центральной Азии, а также тюркскими государствами отражают «новое лицо» Узбекистана.
     Тюркский совет с большим энтузиазмом следит за реформами и важными шагами, предпринятыми правительством Узбекистана для радикального улучшения жизни людей, обеспечения верховенства закона и социальной справедливости, инновационного развития.
     Мы уверены, что реформы, проводимые под мудрым руководством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, приведут к дальнейшему развитию страны, повышению её роли как на региональном уровне, так и на международной арене.
Без сомнения, растущая интеграция Узбекистана в Тюркский совет существенно укрепит сотрудничество между тюркоязычными государствами и окажет положительное влияние на весь тюркский мир.
     – Спасибо за беседу.
 
 

DO'STLARINGIZGA TAVSIYA ETING

  • Make an Order

    Make an Order
  • AFFICHE

  • Advertising

  • JURNAL SONLARI ARXIVI

  • Contacts

    32, Matbuotchilar Street, Tashkent 100000 Uzbekistan

  • Subscribe To News

    (Русский) Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Any reproduction or use of excerpts from publications can be made only with the written consent of the publisher; when reprinting materials, a link to the source is required.