(Русский) Внедрение механизмов исламского финансирования в Узбекистане – новые возможности для экономики и страны

3-2021

Sorry, this entry is only available in Русский. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

 
 
Д л я  с п р а в к и: Исла́мский банкинг – банковская деятельность, соответствующая принципам исламского права, и её практическое применение посредством развития исламской экономики. Более корректный термин для исламского банкинга – финансовая деятельность, основанная на принципах шариата. Исламское право устанавливает определённые запреты и ограничения в отношении транзакций, включая получение установленного процента или вознаграждения за предоставление финансирования/займа (известного как «риба» или ростовщичество), независимо от того, были платежи по такому финансированию фиксированные или плавающие. Инвестиции в предприятия, которые предоставляют товары или услуги, противоречащие исламским принципам, «грешны и запрещены» (харам). По данным на 2019 год, глобальный рынок исламских финансов находится в стадии роста и достиг 2,2 трлн долл. США, расширившись за год на 7 процентов. Количество коммерческих исламских банков составило 418. Согласно Ernst & Young, несмотря на то, что исламский банкинг управляет только лишь частью банковских активов мусульман, он растёт быстрее, чем банковские активы в целом.
 
     – Внедрить новое в устоявшуюся годами систему непросто. В этом году Центральный банк и Министерство финансов Респуб­лики Узбекистан планировали внес­ти изменения в действующее законодательство и включить понятие «исламских финансов». Расскажите, насколько успешно развивается эта сфера в других странах, в СНГ и на Западе?
     – Исламский банкинг за последние три десятилетия стал международным феноменом. Естественно, что наибольшее развитие он получил в странах Персидского залива, когда впервые появились большие доходы от нефтяной отрасли и их надо было куда-то инвестировать. Но если копнуть глубоко в историю, по мере того как мусульманские страны стали обретать независимость, мусульмане стали задумываться о собственной идентичности. Тогда же встал финансовый вопрос – как вести и финансировать бизнес, при этом не противореча мусульманским ценностям и принципам. Так в 50-е годы прошлого века появилось понятие «исламская экономика», введённое в обиход индийским экономистом Абуль Аля Мавдуди.
     Возникновение и развитие современной исламской финансовой системы берёт своё начало с основания в 1963 г. сберегательного банка «Мит Гамр» в Египте, который и положил начало современной мировой исламской банковской системы. Основной деятельностью данного банка являлось финансирование сельского хозяйства с соблюдением принципов шариата. В том же году в Малайзии для паломников, желающих совершить хадж в Мекку, был создан сберегательный фонд «Табунг Хаджи», который ведёт активную деятельность и по сей день. В 1973 г. на первой Конференции Министров финансов стран – членов Организации исламская конференция (ОИК) подписана Декларация намерения по учреждению Исламского Банка Развития (ИБР). Одно­временно с ИБР в 1975 г. был зарегистрирован коммерческий «Дубай Исламик банк».
     На сегодняшний день в мире есть два глобальных центра исламских финансов: это страны Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Кувейт, Бахрейн) и Малайзия в Юго-Восточной Азии. В Европе центром развития можно считать Лондон, который стал местом притяжения для богатых арабских инвесторов из Персидского залива, требовавших халяльных решений. Кроме того, в Великобритании около 5% населения – мусульмане. Также очень бурно развиваются исламские финансы во Франции, Люксембурге. В последнее время очень интенсивно исламское финансирование развивается в странах Африки и Азии, включая исконно христианские, такие как Эфиопия, Танзания (совсем недавно осуществила пилотный выпуск сукук), Нигерия, Филиппины и другие. Что касается СНГ, то в этом вопросе мы пока серьёзно отстаём, как по объёмам, так и по охвату. Пионером развития исламских финансов в СНГ был Казахстан. На сегодняшний день в этой стране существует достаточная законодательная база для развития отрасли. В Кыргызстане и совсем недавно в Таджикистане принято законодательство в области исламских финансов. В России, ввиду её многоконфессиональности, воп­рос создания законодательной базы для исламского финансирования пока особо не продвинулся, что существенно тормозит любые начинания в этой области.
     – Вы сказали, что законодательство создано и уже работает в странах СНГ. Значит, Узбекистану можно перенять опыт соседних стран в этом вопросе…
     – Да, я думаю, надо идти по пути наименьшего сопротивления и детально изучить наработанный положительный и отрицательный опыт Казахстана и Кыргызстана по внедрению исламских финансов. К тому же, законодательное поле наших соседей очень близко к отечественному, что во многом облегчит путь внедрения для Узбекистана.
     – Коммерческими банками проводится достаточно много деловых встреч по исламским финансам, многими достигнуты соглашения с финансовыми учреждениями, такими как Международная корпорация исламского торгового финансирования (ITFC) и Исламский банк развития. Но, на Ваш взгляд, почему практическая реализация замедляется?
     – Мне кажется, что у нас исламские финансы воспринимаются стереотипно, больше в религиозном констекте, ведь Узбекистан – светская страна. С таким же вызовом сталкиваются и другие светские страны. Но на самом деле, исламские финансы – это в первую очередь метод финансирования реальной экономики, ограниченный определёнными моральными «фильтрами». В исламских финансах нет никакого религиозного контекста, они универсальны и открыты абсолютно для всех без исключения. Свидетельством моих слов могут служить большое количество светских стран, ис­конно и ис­торически немусульманских, которые демонстрируют бурный рост отрасли и всячески ему содействуют. Поэтому необходимо проводить серьёзную информацион­но-образовательно-осведомительную работу, с целью правильного донесения сути и целей исламских финансов. Опыт многих стран демонстрирует позитивный вклад исламских финансов в мобилизацию внутренних инвестиций, которые зачастую лежат «под матрасом» ввиду нежелания людей с определённым мировоззрением нести эти деньги в банки. Также исламские финансы приводят к росту внешних инвестиций, созданию рабочих мест, росту экономики, развитию МСБ и, конечно, росту налоговых поступлений. Кроме того, исламские банки способны мотивировать здоровую банковскую конкуренцию, от которой выиграют наши же люди и клиенты банков. Поэтому определённые предубеждения, которые есть в обществе, не имеют никакой почвы под собой.
     – Какова перспектива того, что с изменением законодательства отечественные коммерчес­кие банки начнут работать посредством «исламского окна» или в нашу страну устремится исламский капитал?
     – Недавно UNDP проводили опрос общественного мнения, посредством которого было опрошено более 7 тыс. физических лиц, владельцев бизнеса и 27 коммерческих банков Узбекистана. По результатам анализа стало очевидно, что очень большой процент опрошенных желает внедрения именно исламского финансирования. Более того, при общении с руководством ряда банков выясняется, что многие клиенты таких банков регулярно интересуются тем, когда они смогут получить доступ к исламскому финансированию. Поэтому банки заинтересованы в создании сегментов для обслуживания такой категории клиентов, которым важны исламские финансы. Для наших банков это, в первую очередь, возможность расширить клиентскую базу, базу инвесторов/вкладчиков и увеличить свои доходы за счёт нового направления. Поэтому уверен, что в Узбекистане перс­пективы и выгоды внедрения и развития исламского финансирования очень большие.
     – Законодательство у нас отсутствует, но, к примеру, некоторые страховые компании стараются работать в соответствии с исламскими принципами. Насколько это законно?
     – Допустим, та же самая рассрочка, которую предлагают очень многие магазины, может вполне быть названа исламской, если она не нарушает ключевых принципов исламского финансирования. Неверно говорить, что светская и исламская системы в сфере финансово-иму­щественных отношений отличаются во всём. Есть много параллелей между ними, которые делают возможным применение ряда исламских финансовых продуктов в существующем светском законодательном поле.
     Поэтому, я полагаю, что исламс­кие страховые компании детально изучили существующее национальное законодательство в области страхования, постарались подстроить свою деятельность к требованиям как исламского права, так и местного законодательства, и закрыть глаза на мелкие нестыковки до того момента, когда будет создано законодательство для их полноценной деятельности.
     – Как Вы думаете, каким образом приход исламского банкинга изменит облик существующей банковской системы, появятся ли на отечественном рынке зарубежные исламские банки, составят ли они большую конкуренцию нашим банкам?
     – Я думаю, что появление международных исламских банков значительно подстегнёт вообще наш общий банковский рынок, т. к. новые банки придут со своими международными стандартами, передовыми инновациями и технологиями. Ес­тественно, такая конкуренция положительно скажется и на ценообразовании, на более широком выборе банковских услуг для клиентов, на качестве их обслуживания, на клиентском опыте и на продуктовой линейке.
     – Как Вы ранее сказали, пре­обладание среди населения нашей страны мусульман, которые отказываются от традиционных банковских услуг, потому что они не соответствуют их принципам, способствует большому спросу на банковские услуги, связанные с исламским финансированием. Как Вы думаете, насколько это может повлиять на рост экономики?
     – Сейчас я общаюсь со многими предпринимателями, и разница между одним и другим бизнесом упирается в доступ к финансам. К примеру, два бизнесмена выпускают одну и ту же продукцию. Один может взять кредит, а второй, по своим убеждениям, этого сделать не может. Поэтому второй очень сильно отстаёт в развитии и потениале расширения бизнеса. В этом наш серьёзный общий экономический проигрыш. Есть огромная прослойка предпринимателей, чей бизнес страдает от отсутствия доступа к финансам. В особенности это касается сектора МСБ, который является хребтом нашей экономики. Именно поэтому финансирование МСБ, имеющего наибольший спрос на исламское финансирование в Узбекистане, по сути призвано финансировать реальную экономику и может придать новый импульс и динамизм экономике.
     – Можно ли сравнить исламский банкинг с проектным финансированием? То есть предполагается долевое участие и распределение рисков среди партнёров… Насколько они схожи, в чём их отличие? Можно ли считать лизинговые операции приближёнными к принципам исламского банкинга?
     – Проектное финансирование бывает разных видов, например, партнёрское, проектное, частное, корпоративное, государственно-частное партнёрство и другие. Многие ошибочно полагают, что исламс­кое финансирование – это именно партнёрская система. На самом деле, у бизнеса есть различные финансовые потребности. Задача исламских финансов – найти наиболее оптимальное финансовое решение, будь это финансирование производства, торговли, сферы услуг, лизинг, бизнес-партнёрство, частные финансовые потребности и другие. Исламс­кие финансы имеют богатую линейку различных продуктов, которые можно предложить в соответствии с конкретными запросами клиентов.
     – Расскажите об исламских ценных бумагах cукук, сложен ли процесс их выпуска? Хотя их использование избирательно, могут ли они стать источником значительных финансовых вливаний в экономику Узбекистана?
     – Безусловно, есть традиционное понятие рынка капитала, на котором вращаются либо долговые инст­рументы – облигации, либо долевые инструменты – акции. Уникальность сукук в том, что он является гибридным инструментом, который сочетает в себе как долговые (наличие срока погашения), так и долевые элементы (доля в конкретных активах бизнеса). Облигация является беззалоговым денежным обязательством, где формируются только денежные отношения между кредитором и должником. При выпуске сукук владельцы сукук фактически становятся совладельцами (потенциально) доходоприносящих активов эмитента на определённый срок. Таким образом, сукук реально участвует в создании экономического блага, финансируя реальные бизнес-проекты. Создание денег всегда сопряжено с созданием активов, таким образом поддерживая макроэкономический баланс. При этом, в отличие от облигаций, держа­тели сукук несут дополнительные рис­ки, что также приводит к большей тщательности в выборе проектов. Более того, средства от выпуска сукук не могут пойти на общие цели бизне­са, т.к. сукук конкретно нацелен на финансирование реального бизнеса, и в этом ещё одно его ­преимущество.
     – Вы приняли участие в XII Меж­дународном экономическом саммите «Россия – Исламский мир» KAZANSUMMIT 2021. Могли бы Вы рассказать в нескольких словах о данном мероприятии?
     – Прошедший в Казани саммит – это самое крупное мероприятие на территории СНГ в сфере исламских финансов, главная площадка экономического взаимодействия России и стран исламского мира. Впервые саммит России и стран-участниц Организации исламского сотрудни­чества состоялся в 2009 г., создав ведущую платформу для обсуждения вопросов сотрудничества. Я был ­членом дискуссии и провёл одно­дневный интенсивный мастер-класс в области фундаментальных основ и практики исламских фи­нансов.
     – Что бы Вы хотели сказать в конце нашей беседы?
     – Надо понимать, что наша идентичность основана на нашей культуре, а наша культура базируется на нашей вере. Многие предприниматели сегодня хотят делать бизнес правильно, в соответствии со своими убеждениями и мировозрением, и это является реальностью сегодняшнего дня. Считаю, что в такой ситуации необходимо создать условия именно для этой категории людей, а также для всех тех, кто принимает общие универсальные ценности справедливых финансов.
     Зачем это нужно государству? Затем, что оно, создавая новые возможности, помогает мобилизации огромных внутренних и внешних инвестиций, которые направляются на создание новых производств, рабочих мест в городах и сёлах, улучшение инфраструктуры, формирование здоровой конкуренции на финансовых рынках (банковском, небанковском, рынке капитала) и рост собираемых налогов. Исламские финансы ни в коем случае не являются угрозой для светской системы, они становятся отличным дополнением для роста экономики и благосостояния людей.
     Нам просто необходимо по-иному взглянуть на возможности, которые предоставят исламские финансы для экономики и для страны в целом.
     – Спасибо за интервью.

DO'STLARINGIZGA TAVSIYA ETING

  • Make an Order

    Make an Order
  • AFFICHE

  • Advertising

  • JURNAL SONLARI ARXIVI

  • Contacts

    32, Matbuotchilar Street, Tashkent 100000 Uzbekistan

  • Subscribe To News

    (Русский) Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Any reproduction or use of excerpts from publications can be made only with the written consent of the publisher; when reprinting materials, a link to the source is required.