Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Фармацевтическая промышленность в стране развивается системно и динамично. За три десятка лет из нескольких предприятий возникла целая отрасль. Проведена и трансформация в системе управления. Основной целью развития фармацевтической промышленности в ближайшие годы и в перспективе является обеспечение производства и доступности востребованных лекарственных средств, передового уровня научно-технического и технологического развития, а также укрепление её экспортного потенциала.
Актуальные вопросы развития фармотрасли, а также эффективного обеспечения лекарственными средствами потребностей здравоохранения и населения мы обсудили в беседе с Мухаббат ИБРАГИМОВОЙ, советником директора по вопросам повышения эффективности духовно-просветительской работы, обеспечения соблюдения законодательства о государственном языке Агентства по развитию фармацевтической отрасли.
– Мухаббат Яхъяевна, расскажите, как происходило становление фармацевтической отрасли в нашей стране?
– Если вспомнить те времена, до независимости, – во всей стране существовало только 2 фармзавода, около 2400 аптек и единицы оптовых фирм. На сегодняшний день насчитывается уже 220 предприятий, которые производят и лекарства, и изделия медицинского назначения, и медицинскую технику, и это большой прорыв. В 90-х гг. выпускали около 70 наименований продукции, сейчас – порядка 3 500-4 000 лекарственных средств. В то время, для того чтобы оценить качество препарата, надо было ездить в Москву, поскольку все головные организации по фармацевтике располагались там. Сейчас у нас создана собственная система по контролю и качеству лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники в лице Государственного центра экспертизы и стандартизации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Система представляет собой структуру с четырьмя региональными филиалами: в Андижане, Самарканде, Карши и Ургенче. Отдельно следует отметить, что в 2003 г. вышло постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан о включении лекарственных средств в список продукции, подлежащей обязательной сертификации, и сегодня все лекарственные препараты, как ввозимые в страну, так и отечественные, сертифицированы. Это – гарантия того, что они качественные и безопасные для населения и системы здравоохранения в целом.
Одним из самых больших достижений является внедрение международных стандартов во все элементы фармацевтической отрасли. Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 декабря 2017 г. за № 993, на Агентство по развитию фармацевтической отрасли возложена организация проведения аудита фармацевтических предприятий на соответствие требованиям национальных стандартов «Надлежащая производственная практика – GMP», «Надлежащая дистрибьюторская практика – GDP», «Надлежащая практика хранения – GSP», «Надлежащая клиническая практика – GCP», «Надлежащая лабораторная практика – GLP», «Надлежащая аптечная практика – GPP» и выдача соответствующих заключений и/или сертификатов. Во исполнение данного постановления Агентством были усовершенствованы стандарты «Надлежащая производственная практика – GMP» и «Надлежащая дистрибьюторская практика – GDP».
Кроме того, в стране очень развита сеть оптовых организаций, хотя за рубежом, к примеру, количество дистрибьюторов обычно небольшое, и они своей деятельностью охватывают весь фармацевтический рынок. Государственная поддержка и положительное отношение к развитию деятельности субъектов предпринимательства позволили этим организациям активно развиваться на отечественном фармацевтическом рынке, и их количество из года в год растёт, но также одновременно увеличивается ассортимент и объём поставляемых лекарственных препаратов. Так, в 2020 г. оборот лекарственных средств в стране составлял порядка 1,4 млрд долларов. Много это или мало? В качестве информации можно сказать о том, что, согласно рекомендации ВОЗ, в развивающихся странах потребление лекарственных средств должно составлять не менее 10 долл. на одного человека в год, у нас этот показатель составляет около 40 долларов. Это цифра не такая и большая, с учётом того, что на лечение тяжёлых заболеваний требуются гораздо большие суммы.
У нас развита сеть розничных аптек и их филиалов. Их количество примерно равно 14 тысячам. По рекомендациям ВОЗ, лекарства должны быть доступны для населения по двум критериям: географически и по цене. И в этом аспекте также многое уже сделано. Лекарство – это специфический товар, имеющий свои особенности: во-первых, приобретается и используется только по показаниям и назначениям врачей; во-вторых, для их хранения необходимы отдельные условия, которые надо строго соблюдать; в-третьих, реализуются в специализированных местах – аптеках. В настоящее время повсеместно по стране в аптеках ассортимент достаточный – в каждой из них имеется в среднем около 2-3 тыс. торговых наименований препаратов и изделий медицинского назначения.
Отдельно следует отметить, что в стране налажена и эффективно работает контрольно-разрешительная система – все лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и медицинская техника проходят государственную регистрацию, их качество, безопасность оцениваются лабораторными исследованиями, осуществляется проверка на соответствие требованиям документации со стороны соответствующих комитетов. В государственный реестр внесены уже около 10 тыс. зарегистрированных наименований лекарственных средств зарубежного и отечественного производства. Вместе с тем следует отметить, что регистрируется много аналогичных препаратов под разными торговыми названиями, но с одним и тем же действующим веществом, и поэтому у потребителей всегда есть право выбора.
Также важный фактор – это открытый доступ к достоверной информации. Каждое лекарственное средство имеет несколько названий: химическое; международное непатентованное название; торговое (коммерческое). Обязательное требование ко всем препаратам – вложенная инструкция по медицинскому применению. Существуют ограничения по рекламе в СМИ рецептурных и безрецептурных лекарственных средств. Функционируют веб-сайты Министерства здравоохранения, Агенства по развитию фармацевтической отрасли, где размещена вся информация, содержащаяся в Государственном реестре лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, разрешенных к применению в медицинской практике, Списке лекарственных средств, отпускаемых без рецепта, Списке основных лекарственных средств, Перечне изделий медицинского назначения. препаратах, регистрации и т. д.
– Самый «больной» вопрос для всех потребителей – это вопрос цен на препараты. Как менялось ценообразование с течением времени? Каковы цели проекта по внедрению системы референтного ценообразования на лекарственные средства местного и зарубежного производства, что это означает для нас, потребителей?
– Действительно, вопрос цен на лекарственные средства всегда волнует население, и больше всего претензий со стороны потребителей – к разным ценам одного и того же препарата. Учитывая то, что на нашем фармацевтическом рынке очень много участников – свыше 600 оптовых организаций и около 14 тыс. аптек и их филиалов, могут быть нарушения в ценообразовании, но в целом государством этот процесс урегулирован.