Д л я с п р а в к и: Исла́мский банкинг – банковская деятельность, соответствующая принципам исламского права, и её практическое применение посредством развития исламской экономики. Более корректный термин для исламского банкинга – финансовая деятельность, основанная на принципах шариата. Исламское право устанавливает определённые запреты и ограничения в отношении транзакций, включая получение установленного процента или вознаграждения за предоставление финансирования/займа (известного как «риба» или ростовщичество), независимо от того, были платежи по такому финансированию фиксированные или плавающие. Инвестиции в предприятия, которые предоставляют товары или услуги, противоречащие исламским принципам, «грешны и запрещены» (харам). По данным на 2019 год, глобальный рынок исламских финансов находится в стадии роста и достиг 2,2 трлн долл. США, расширившись за год на 7 процентов. Количество коммерческих исламских банков составило 418. Согласно Ernst & Young, несмотря на то, что исламский банкинг управляет только лишь частью банковских активов мусульман, он растёт быстрее, чем банковские активы в целом.
– Внедрить новое в устоявшуюся годами систему непросто. В этом году Центральный банк и Министерство финансов Республики Узбекистан планировали внести изменения в действующее законодательство и включить понятие «исламских финансов». Расскажите, насколько успешно развивается эта сфера в других странах, в СНГ и на Западе?
– Исламский банкинг за последние три десятилетия стал международным феноменом. Естественно, что наибольшее развитие он получил в странах Персидского залива, когда впервые появились большие доходы от нефтяной отрасли и их надо было куда-то инвестировать. Но если копнуть глубоко в историю, по мере того как мусульманские страны стали обретать независимость, мусульмане стали задумываться о собственной идентичности. Тогда же встал финансовый вопрос – как вести и финансировать бизнес, при этом не противореча мусульманским ценностям и принципам. Так в 50-е годы прошлого века появилось понятие «исламская экономика», введённое в обиход индийским экономистом Абуль Аля Мавдуди.
Возникновение и развитие современной исламской финансовой системы берёт своё начало с основания в 1963 г. сберегательного банка «Мит Гамр» в Египте, который и положил начало современной мировой исламской банковской системы. Основной деятельностью данного банка являлось финансирование сельского хозяйства с соблюдением принципов шариата. В том же году в Малайзии для паломников, желающих совершить хадж в Мекку, был создан сберегательный фонд «Табунг Хаджи», который ведёт активную деятельность и по сей день. В 1973 г. на первой Конференции Министров финансов стран – членов Организации исламская конференция (ОИК) подписана Декларация намерения по учреждению Исламского Банка Развития (ИБР). Одновременно с ИБР в 1975 г. был зарегистрирован коммерческий «Дубай Исламик банк».
На сегодняшний день в мире есть два глобальных центра исламских финансов: это страны Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Кувейт, Бахрейн) и Малайзия в Юго-Восточной Азии. В Европе центром развития можно считать Лондон, который стал местом притяжения для богатых арабских инвесторов из Персидского залива, требовавших халяльных решений. Кроме того, в Великобритании около 5% населения – мусульмане. Также очень бурно развиваются исламские финансы во Франции, Люксембурге. В последнее время очень интенсивно исламское финансирование развивается в странах Африки и Азии, включая исконно христианские, такие как Эфиопия, Танзания (совсем недавно осуществила пилотный выпуск сукук), Нигерия, Филиппины и другие. Что касается СНГ, то в этом вопросе мы пока серьёзно отстаём, как по объёмам, так и по охвату. Пионером развития исламских финансов в СНГ был Казахстан. На сегодняшний день в этой стране существует достаточная законодательная база для развития отрасли. В Кыргызстане и совсем недавно в Таджикистане принято законодательство в области исламских финансов. В России, ввиду её многоконфессиональности, вопрос создания законодательной базы для исламского финансирования пока особо не продвинулся, что существенно тормозит любые начинания в этой области.
– Вы сказали, что законодательство создано и уже работает в странах СНГ. Значит, Узбекистану можно перенять опыт соседних стран в этом вопросе…
– Да, я думаю, надо идти по пути наименьшего сопротивления и детально изучить наработанный положительный и отрицательный опыт Казахстана и Кыргызстана по внедрению исламских финансов. К тому же, законодательное поле наших соседей очень близко к отечественному, что во многом облегчит путь внедрения для Узбекистана.
– Коммерческими банками проводится достаточно много деловых встреч по исламским финансам, многими достигнуты соглашения с финансовыми учреждениями, такими как Международная корпорация исламского торгового финансирования (ITFC) и Исламский банк развития. Но, на Ваш взгляд, почему практическая реализация замедляется?
– Мне кажется, что у нас исламские финансы воспринимаются стереотипно, больше в религиозном констекте, ведь Узбекистан – светская страна. С таким же вызовом сталкиваются и другие светские страны. Но на самом деле, исламские финансы – это в первую очередь метод финансирования реальной экономики, ограниченный определёнными моральными «фильтрами». В исламских финансах нет никакого религиозного контекста, они универсальны и открыты абсолютно для всех без исключения. Свидетельством моих слов могут служить большое количество светских стран, исконно и исторически немусульманских, которые демонстрируют бурный рост отрасли и всячески ему содействуют. Поэтому необходимо проводить серьёзную информационно-образовательно-осведомительную работу, с целью правильного донесения сути и целей исламских финансов. Опыт многих стран демонстрирует позитивный вклад исламских финансов в мобилизацию внутренних инвестиций, которые зачастую лежат «под матрасом» ввиду нежелания людей с определённым мировоззрением нести эти деньги в банки. Также исламские финансы приводят к росту внешних инвестиций, созданию рабочих мест, росту экономики, развитию МСБ и, конечно, росту налоговых поступлений. Кроме того, исламские банки способны мотивировать здоровую банковскую конкуренцию, от которой выиграют наши же люди и клиенты банков. Поэтому определённые предубеждения, которые есть в обществе, не имеют никакой почвы под собой.
– Какова перспектива того, что с изменением законодательства отечественные коммерческие банки начнут работать посредством «исламского окна» или в нашу страну устремится исламский капитал?
– Недавно UNDP проводили опрос общественного мнения, посредством которого было опрошено более 7 тыс. физических лиц, владельцев бизнеса и 27 коммерческих банков Узбекистана. По результатам анализа стало очевидно, что очень большой процент опрошенных желает внедрения именно исламского финансирования. Более того, при общении с руководством ряда банков выясняется, что многие клиенты таких банков регулярно интересуются тем, когда они смогут получить доступ к исламскому финансированию. Поэтому банки заинтересованы в создании сегментов для обслуживания такой категории клиентов, которым важны исламские финансы. Для наших банков это, в первую очередь, возможность расширить клиентскую базу, базу инвесторов/вкладчиков и увеличить свои доходы за счёт нового направления. Поэтому уверен, что в Узбекистане перспективы и выгоды внедрения и развития исламского финансирования очень большие.
– Законодательство у нас отсутствует, но, к примеру, некоторые страховые компании стараются работать в соответствии с исламскими принципами. Насколько это законно?
– Допустим, та же самая рассрочка, которую предлагают очень многие магазины, может вполне быть названа исламской, если она не нарушает ключевых принципов исламского финансирования. Неверно говорить, что светская и исламская системы в сфере финансово-имущественных отношений отличаются во всём. Есть много параллелей между ними, которые делают возможным применение ряда исламских финансовых продуктов в существующем светском законодательном поле.
Поэтому, я полагаю, что исламские страховые компании детально изучили существующее национальное законодательство в области страхования, постарались подстроить свою деятельность к требованиям как исламского права, так и местного законодательства, и закрыть глаза на мелкие нестыковки до того момента, когда будет создано законодательство для их полноценной деятельности.
– Как Вы думаете, каким образом приход исламского банкинга изменит облик существующей банковской системы, появятся ли на отечественном рынке зарубежные исламские банки, составят ли они большую конкуренцию нашим банкам?
– Я думаю, что появление международных исламских банков значительно подстегнёт вообще наш общий банковский рынок, т. к. новые банки придут со своими международными стандартами, передовыми инновациями и технологиями. Естественно, такая конкуренция положительно скажется и на ценообразовании, на более широком выборе банковских услуг для клиентов, на качестве их обслуживания, на клиентском опыте и на продуктовой линейке.
– Как Вы ранее сказали, преобладание среди населения нашей страны мусульман, которые отказываются от традиционных банковских услуг, потому что они не соответствуют их принципам, способствует большому спросу на банковские услуги, связанные с исламским финансированием. Как Вы думаете, насколько это может повлиять на рост экономики?
– Сейчас я общаюсь со многими предпринимателями, и разница между одним и другим бизнесом упирается в доступ к финансам. К примеру, два бизнесмена выпускают одну и ту же продукцию. Один может взять кредит, а второй, по своим убеждениям, этого сделать не может. Поэтому второй очень сильно отстаёт в развитии и потениале расширения бизнеса. В этом наш серьёзный общий экономический проигрыш. Есть огромная прослойка предпринимателей, чей бизнес страдает от отсутствия доступа к финансам. В особенности это касается сектора МСБ, который является хребтом нашей экономики. Именно поэтому финансирование МСБ, имеющего наибольший спрос на исламское финансирование в Узбекистане, по сути призвано финансировать реальную экономику и может придать новый импульс и динамизм экономике.
– Можно ли сравнить исламский банкинг с проектным финансированием? То есть предполагается долевое участие и распределение рисков среди партнёров… Насколько они схожи, в чём их отличие? Можно ли считать лизинговые операции приближёнными к принципам исламского банкинга?
– Проектное финансирование бывает разных видов, например, партнёрское, проектное, частное, корпоративное, государственно-частное партнёрство и другие. Многие ошибочно полагают, что исламское финансирование – это именно партнёрская система. На самом деле, у бизнеса есть различные финансовые потребности. Задача исламских финансов – найти наиболее оптимальное финансовое решение, будь это финансирование производства, торговли, сферы услуг, лизинг, бизнес-партнёрство, частные финансовые потребности и другие. Исламские финансы имеют богатую линейку различных продуктов, которые можно предложить в соответствии с конкретными запросами клиентов.
– Расскажите об исламских ценных бумагах cукук, сложен ли процесс их выпуска? Хотя их использование избирательно, могут ли они стать источником значительных финансовых вливаний в экономику Узбекистана?
– Безусловно, есть традиционное понятие рынка капитала, на котором вращаются либо долговые инструменты – облигации, либо долевые инструменты – акции. Уникальность сукук в том, что он является гибридным инструментом, который сочетает в себе как долговые (наличие срока погашения), так и долевые элементы (доля в конкретных активах бизнеса). Облигация является беззалоговым денежным обязательством, где формируются только денежные отношения между кредитором и должником. При выпуске сукук владельцы сукук фактически становятся совладельцами (потенциально) доходоприносящих активов эмитента на определённый срок. Таким образом, сукук реально участвует в создании экономического блага, финансируя реальные бизнес-проекты. Создание денег всегда сопряжено с созданием активов, таким образом поддерживая макроэкономический баланс. При этом, в отличие от облигаций, держатели сукук несут дополнительные риски, что также приводит к большей тщательности в выборе проектов. Более того, средства от выпуска сукук не могут пойти на общие цели бизнеса, т.к. сукук конкретно нацелен на финансирование реального бизнеса, и в этом ещё одно его преимущество.
– Вы приняли участие в XII Международном экономическом саммите «Россия – Исламский мир» KAZANSUMMIT 2021. Могли бы Вы рассказать в нескольких словах о данном мероприятии?
– Прошедший в Казани саммит – это самое крупное мероприятие на территории СНГ в сфере исламских финансов, главная площадка экономического взаимодействия России и стран исламского мира. Впервые саммит России и стран-участниц Организации исламского сотрудничества состоялся в 2009 г., создав ведущую платформу для обсуждения вопросов сотрудничества. Я был членом дискуссии и провёл однодневный интенсивный мастер-класс в области фундаментальных основ и практики исламских финансов.
– Что бы Вы хотели сказать в конце нашей беседы?
– Надо понимать, что наша идентичность основана на нашей культуре, а наша культура базируется на нашей вере. Многие предприниматели сегодня хотят делать бизнес правильно, в соответствии со своими убеждениями и мировозрением, и это является реальностью сегодняшнего дня. Считаю, что в такой ситуации необходимо создать условия именно для этой категории людей, а также для всех тех, кто принимает общие универсальные ценности справедливых финансов.
Зачем это нужно государству? Затем, что оно, создавая новые возможности, помогает мобилизации огромных внутренних и внешних инвестиций, которые направляются на создание новых производств, рабочих мест в городах и сёлах, улучшение инфраструктуры, формирование здоровой конкуренции на финансовых рынках (банковском, небанковском, рынке капитала) и рост собираемых налогов. Исламские финансы ни в коем случае не являются угрозой для светской системы, они становятся отличным дополнением для роста экономики и благосостояния людей.
Нам просто необходимо по-иному взглянуть на возможности, которые предоставят исламские финансы для экономики и для страны в целом.
– Спасибо за интервью.