В последнее время в образовательной среде наблюдается тенденция развития дистанционных форм образования. Многие высшие учебные заведения предлагают возможность получения как первого, так и второго высшего образования, или повышения квалификации. При этом стоит особо отметить наличие в иностранных вузах хорошо развитой структуры именно дистанционного обучения. Поэтому развитие дистанционных форм обучения в институтах и университетах является актуальным и перспективным направлением, что при современном уровне развития технологий вполне реализуемо и соответствует современной тенденции развития рынка образовательных услуг.
Таким образом, на повестку дня выходит закономерный вопрос о необходимости внедрения дистанционных технологий в существующую систему высшего образования.
Главным преимуществом дистанционной формы обучения является возможность предоставления образовательных услуг неограниченному числу студентов на расстоянии, с помощью современных интерактивных технологий. При этом необходимость обеспечения образовательного процесса лекционными аудиториями, а также расходы на размещение обучаемых отпадают. Такая форма обучения позволяет получать знания без отрыва от производства или людям, проживающим в отдалённых от областных центров населённых пунктах.
Основным недостатком дистанционной формы обучения можно считать отсутствие непосредственного контакта между студентом и преподавателем. Однако, этот недостаток может быть достаточно легко устранён путём организации консультационных лекций с помощью современных телекоммуникационных, интерактивных и информационных технологий.
Всё вышесказанное относится к дистанционным формам обучения, однако развитие систем интерактивного обучения может в значительной степени повысить уровень образования дневной формы обучения.
Рассмотрим примеры положительного применения дистанционного образования для высшего учебного заведения.
1. Развитые системы интерактивного обучения могут быть применены для привлечения абитуриентов. Таким образом, институт целенаправленно готовит кадры для поступления и повышает уровень подготовки абитуриентов по основным направлениям и специальностям.
2. Элементы дистанционного образования могут быть с успехом внедрены в различных формах в учебный процесс дневной формы обучения, в том числе в виде:
а) теоретического тестирования. В этом случае в конце занятия каждому студенту выдается тестовое задание, содержащее от одного до двух десятков вопросов. Главной задачей такого контроля является выявление «пробелов» в знаниях студентов. Кроме того, подобное тестирование поможет подготовить студентов к аттестационному тестированию.
б) обучающих порталов и видеоэлектронных лабораторных работ. Во многих лабораториях высших учебных заведений демонстрационные стенды представляют собой комплекс лабораторных работ, которые требуется наладить непосредственно перед проведением занятия. В этом случае, с течением времени теряется мобильность проведения лабораторных работ.
При внедрении в учебный процесс современных информационных технологий, темой обсуждения может являться вид и способ подачи образовательного материала.
Одним из основных подходов, используемых в открытом дистанционном обучении (ОДО), является широкое применение активных методов обучения, как при очных занятиях, так и в организации работы с учебными материалами. Именно активизация самообучения путём размещения в учебных материалах серии вопросов различного типа, вовлечения в учебный процесс личного опыта студентов и их рабочей ситуации, использования методов проблематизации позволяет повысить эффективность обучения посредством чтения до уровня лекционного.
Интересно, что для взрослых людей, обладающих значительным личным опытом, такое самообучение даже предпочтительнее лекционной формы, поскольку предоставляет достаточное количество времени для осознания взаимосвязи между имеющимися знаниями и опытом, предлагаемыми в ходе обучения.
Другими, не менее важными задачами очных занятий являются предоставление студентам обратной связи, коррекция неправильно понятых вопросов и создание мотивации на обучение.
При дистанционном образовании используются и другие подходы, приведём их краткий перечень:
● образовательный подход: помощь в формировании у студента собственной широкой картины взглядов, а не навязывание правильной;
● развивающий подход: обучение умению думать и использовать знания, а не только запоминать информацию;
● переход от дисциплинарного к интегративному, междисциплинарному методу построения курсов и программ;
● широкое вовлечение в учебный процесс собственного опыта студента, а также опыта других студентов;
● сочетание активных групповых методов обучения и индивидуального взаимодействия тьютора с каждым студентом (письменные работы, консультирование);
● обучение на протяжении всей жизни человека (продолженное образование);
● сочетание универсальности изложения курсов и обучения студентов навыкам адаптации содержания к конкретным видам деятельности.
Одна из наиболее важных подсистем ОДО – это система контроля. Вопросы обратной связи, включая оценку успехов студентов, вообще являются для дистанционного обучения ключевыми, поскольку преподаватель относительно редко контактирует со студентом.
Тем не менее, в этой области были достигнуты впечатляющие успехи. Тестовая система была отвергнута как заведомо неприемлемая, поскольку позволяет проверить, в основном, способности студента к запоминанию. Более важно проверить умение студента анализировать проблемные ситуации, синтезировать решения, использовать сочетание теоретического материала с собственным опытом.
Все эти функции реализуются как в экзаменационных процедурах, так и в текущих письменных работах, которые студенты делают примерно один раз в месяц.
Важную роль играют предоставляемые студенту возможности самоконтроля в виде системы вопросов и ответов, размещённых в учебниках. В отличие от часто используемых заключительных тестов, эти вопросы равномерно распределены по тексту, чтобы не столько контролировать студента, сколько стимулировать его активность.
Мощная технологическая и методологическая база открытого образования является хорошим трамплином для его развития. Но есть ли основания предполагать, что оно со временем возьмет на себя основную нагрузку по расширенному обучению специалистов? И если да, то какие качества явятся предпосылками для этого?
Конечно, прежде всего, это – уникальная доступность. А она является результатом малой потребности в очных занятиях и наличия широкой сети учебных центров. Наверное, наибольший выигрыш даёт дистанционное образование в удалённых от центральных районов городах, где другие возможности обучения практически отсутствуют.
Доступности способствует и модульное построение курсов. Каждый может выбрать себе курсы по потребности и, естественно, количество их комбинаций многократно превосходит количество возможных специальностей очного обучения. Кто-то учится с перерывами, стараясь максимально использовать все идеи курса, реализовать их на практике, а другой изучает одновременно несколько курсов. В целом же студент может постепенно достигать любых уровней квалификации.
Дистанционная технология максимально экономно относится к свободному времени студента. В основном он учится дома (или на работе) и не тратит время даже на поездку в институт. Кроме того, он может учиться именно в те моменты времени, когда не загружен другими делами, т.е. в наименее ценное время.
Ясно также, что все особенности дистанционного обучения дают эффект не только сами по себе, но и во взаимодействии, что и позволяет говорить о нём, как о качественно новой форме обучения.
Хуснутдин НАСРЕДДИНОВ,
ст. преподаватель, ТФИ