Музей Лувра – это бывшая резиденция французских королей, многие из которых покровительствовали деятелям искусства (Франциск I, Людовик XIV и др.), поэтому в залах дворца посетители могут увидеть всё великолепие картин и скульптур, гобеленов и ковров, посуды и мебели и других предметов роскоши (6 тыс. экспонатов и 300 тыс. в запасниках), собранных королями со всех континентов мира с давних времён. Коллекция музея пополнялась также за счёт частных собраний произведений и экспонатов археологических раскопок, привезенных известными французскими археологами и учёными из дальних экзотических стран. Поэтому Лувр – это не только уникальное архитектурное творение, возводившееся в течение ряда столетий, но и крупнейшая сокровищница мировой культуры, искусства и цивилизаций. В 2021 г. ожидается значительное событие в истории узбекско-французских культурных отношений – впервые шедевры искусства и раритеты Узбекистана совершат путешествие в Париж, чтобы показать со стен и витрин Лувра не только французским посетителям, но и всему миру великое наследие Шёлкового пути, центром которого в древнейшие времена являлась наша страна. Руководитель исламского отдела Лувра госпожа Янник Линц в своём эксклюзивном интервью рассказала читателям нашего журнала об этом мега-проекте.
– Прежде всего хотелось бы задать вопрос о предстоящей в 2021 г. выставке в Лувре, о которой сейчас много говорят и пишут. Людей интересует возникновение идеи проведения выставки «Цивилизации и культуры на Великом шёлковом пути». Кто был инициатором проекта, и с чего, в сущности, всё началось?
– Впервые мысль об этом появилась ещё в 2009 г., когда мы проводили в Бухаре археологические раскопки, а сформулировалась в конкретную идею тогда, когда я возглавила отдел исламской культуры и у меня появились реальные полномочия и возможности её реализовать. Мне очень захотелось показать результаты наших изысканий, потому что они представляют большой интерес для науки и истории древних цивилизаций, артефакты которых мы обнаружили при раскопках в Бухаре. Я представила проект президенту Лувра Жан-Люку Мартинесу, и он, одобрив его, предложил составить синопсис для его обоснования и осуществления, что и послужило прекрасным поводом впервые отправиться в Узбекистан в 2015 г. с миссией посетить ведущие музеи Узбекистана. Но музеев так много, что пришлось вернуться в Узбекистан в 2016 г., чтобы изучить экспозиции других музеев – в Шахрисабзе, Самарканде и др. городах. В то же самое время началась моя совместная работа с археологом Рокко Ранте, чтобы объединить в единое целое и музейные, и археологические произведения искусства, и к концу 2017 г., после кропотливой работы с экспонатами, у нас, наконец, появилось общее представление о том, какой может быть выставка в Лувре. Но оставалась проблема партнёрства, в рамках которого можно было бы организовать эффективную совместную проработку всех деталей и нюансов предстоящей выставки. В 2018 г. удачу в этом вопросе нам принесла г-жа Гаянэ Умерова, с визитом которой мы узнали о новом Фонде развития культуры и искусства. Это была фантастическая информация для нас, потому что она сказала нам: «Если вы организуете такую выставку, мы будем вашим партнёром». Это и сдвинуло наш проект в активную стадию его осуществления, став также началом и нового этапа узбекско-французского сотрудничества в рамках рекламно-выставочной деятельности по популяризации древнего наследия Великого шёлкового пути.
– Расскажите, в чём кроется уникальность и значимость предстоящей выставки, о которой специалисты и искусствоведы говорят как о феноменальном событии в истории выставочной деятельности Узбекистана.