Городская инфраструктура

Городская инфраструктура

В любую точку города – быстро и с комфортом

6/2019

 
     В последние годы в связи с интенсивным развитием Ташкента важнейшее значение для мегаполиса приобретает тщательно продуманная стратегия совершенствования транспортной сферы. Основной её целью является обеспечение комфортных условий жизнедеятельности населения путём развития устойчиво функционирующей, безопасной и удобной для всех пассажиров транспортной системы.
     Город поддерживает общемировой тренд по обеспечению надёжной мобильности на основе общественного транспорта, которую гарантирует, прежде всего, развитая мультимодальная транспортная система. Это – требование времени. Примеры успешной реализации подобных проектов по мультимодальным пассажирским перевозкам можно наблюдать в Германии, Франции, Швейцарии, Эстонии, Сингапуре, Гонконге, где точки пересадок с одного вида транспорта на другой – это не просто остановки, а целое общественное пространство, объединяющее различные виды транспорта и обеспечивающее районы необходимой социальной инфраструктурой.
     Ташкент, как и другие крупные города, за счёт своего строительства стремится к оптимизации работы всей транспортной системы города и, как следствие, росту привлекательности общественного транспорта для пассажиров. Перед органами управления мегаполиса стоят задачи по созданию и развитию таких систем, в которых весь транспорт работает как единый слаженный механизм, причём навигация и информационные системы выполнены в едином направлении, а пересадки с одного вида транспорта на другой незатруднительны. Это невозможно без введения дополнительных единиц транс­портной техники, строительства новых дорог, станций метро.
     И здесь, отметим, идёт активная работа. Совсем немного времени остаётся до запуска самого масштабного проекта последних лет в транспортной системе столицы – Сергелийской линии Ташкентского метро­политена. Фактически эта линия станет новым надземным метро, дополнительной артерией, которая свяжет дальние районы города с его центральной частью. Между станциями будет курсировать новый подвижной состав, поставленный из ­России.
     Проектом, реализуемым в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 ноября 2016 г., предусмотрено строительство 6,94 км линии надземного метрополитена с 6 станциями: «Чош­тепа», «Тошкент халка йули», «Сергели», «Афросиаб», «Кипчак» и «Чинор». Они свяжут густонаселённый Сергелийский район с центром и дру­гими районами Ташкента. Благодаря соединению с Чиланзарской линией (её протяжённость – 15 км) на станции «Олмазор» из Сергели можно будет без пересадок доехать до конечной станции «Буюк ипак йули» (в перспективе – до ТТЗ).
     Проект реализуется в пять этапов. На данный момент завершено строительство двух станций — «Дустлик-2» и «Ахангаран». На оставшемся отрезке до рынка Куйлюк завершена установка несущих опор, продолжается установка балок и строительство станций. На втором этапе проекта намечено связать рынок Куйлюк со станцией метро «Олмазор» Чиланзарской линии, далее линия продолжится до станции «Беруни», оттуда – до станции «Бадамзар». На заключительной стадии линия замкнётся на станции «Дустлик» и образует кольцо.
     Новый транспортный проект будет сразу же интегрирован в сущест­вующую транспортную систему. Для этих целей сейчас строится новая и проходит реконструкцию уже су­ществующая дорожно-транспортная инфраструктура. Вокруг станций мет­рополитена будут перепланированы пространства, построены более безо­пасные и удобные переходы. В дальнейшем у станций будут формироваться городские центры с кафе, магазинами и аптеками.
     В активной стадии находится проект «Строительство второго этапа Юнусабадской линии Ташкентского метрополитена». Проект реализуется в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 7 ноября 2016 года. Общая стоимость проекта оценивается в 124,8 млн долл. США.
     Протяжённость новой железной дороги составляет 2,93 км. В этом направлении строятся две станции: «Юнусабад» и «Туркестан». Среднее расстояние между ними составляет 1,43 км. Длина платформ на станциях достигает 102 м, они имеют двухстороннее движение. В настоящее время ведутся работы по прокладке тоннеля на перегонах между станциями, а также строительство открытым способом оборотного съезда и тупиковой линии на станции «Туркестан». Завершено бурение и укрепление железобетонными конструкциями правой части тоннеля, в скором времени завершатся бурение левого тоннеля и прокладка инженерно-коммуникационных систем. Ускоренными темпами ведутся строительно-монтажные работы на новых станциях метро. К строительным работам привлечены немецкие специалисты и технологии. Соответственно, ка­чество и безопасность будут на уровне немецких стандартов. По расчётам специалистов, введение в строй дополнительной линии значительно сократит время движения и увеличит частоту курсирования автобусов в Юнусабадском районе, позволит экономить 5,5 т топлива в день. Пассажиры смогут добираться до места назначения на 20 минут быстрее.
     В среднем треть жизни человек проводит в активной деятельности, в т. ч. тратя время на поездки. Таким образом, чем больше вы едете, тем меньше времени остаётся на вашу собственную жизнь. То, куда можно добраться из той или иной точки за приемлемое время, определяет круг возможностей человека. Естественно желание расширить его. Имеются два выхода из сложившейся ситуации: двигаться быстрее или планировать территории городов.
     Действительно, автомобильный транспорт позволяет двигаться быст­рее. Но с точки зрения геомет­рии он занимает очень много городского пространства, припаркованный автомобиль также занимает много места, и оно используется нерационально; одному автомобилю требуется более одного парковочного места (возле дома, места работы, у торгового центра); движущимся автомобилям требуется ещё больше места для того, чтобы обеспечить безопасную дистанцию между ними.
     Когда автомобилей становится много, начинаются проблемы. Американские города столкнулись с транспортными проблемами ещё в начале 20-х годов XX века. Пытаясь спасти города от пробок путём расширения дорог и парковок, градостроители начали уничтожать сами города: начался массовый снос зданий и вырубка деревьев. Яркие примеры – города Атланта, Чикаго, Лос-Анджелес. При таком подходе большая часть города превращается в асфальтированное пространство.
     Совершая поездку, человек несёт издержки, включающие в себя три компонента: затраченное время, стоимость поездки, дискомфорт. Рост числа автомобилей в городе приводит к росту издержек автомобилис­тов. Например, больше времени теряется и больше топлива сжигается в пробках. Рост пассажиропотока общественного транспорта приводит к снижению издержек пассажиров. Имеющийся вид транспорта всегда можно заменить другим, с большей провозной способностью (например, автобусы – на трамваи).
 
 
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.