В Послании Главы государства Олий Мажлису отмечено, что руководство страны предпринимает все необходимые организационно-правовые меры для улучшения делового климата и вхождения Узбекистана в число лучших 50 стран в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса». Среди таких мер и совершенствование законодательства.
К примеру, в декабре минувшего года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О банкротстве», предусматривающий чёткие правила по устранению ряда проблем, с которыми приходилось сталкиваться представителям бизнеса, что сказывалось на состоянии бизнес-среды. Необходимость внесения изменений и дополнений в закон о банкротстве была обусловлена рядом факторов.
Во-первых, до вступления в силу новых норм закона не было достаточных правовых и методологических оснований для восстановления платёжеспособности экономически несостоятельных предприятий.
Во-вторых, в процессе банкротства большую часть кредиторской задолженности составляли налоги и обязательные платежи. Это, в свою очередь, не давало возможности ввода процедуры судебной санации и внешнего управления в отношении должника – хозяйствующего субъекта.
В-третьих, законодательство не предусматривало право должника обращаться в суд с заявлением о применении восстановительных процедур. В результате на практике из процедур банкротства применялось только ликвидационное производство, а судебная санация и внешнее управление в основном не применялись.
Теперь данным законом созданы все возможности и условия для широкого использования восстановительных процедур для экономически несостоятельных, убыточных хозяйствующих субъектов. Также будут внедрены механизмы для дальнейшего усиления защиты прав кредиторов и стимулирования процесса применения оздоровительных процедур банкротства. В частности, в закон введено понятие восстановления платёжеспособности. Этот процесс включает судебную санацию и внешнее управление. Основная цель – улучшить платёжеспособность хозяйствующего субъекта.
При возбуждении дела о банкротстве сумма задолженности перед юридическими лицами уменьшена с 500 до 300, а в отношении индивидуальных предпринимателей – с 30 до 20-кратного размера базовой расчётной величины.
Кредиторам и должнику предоставлено право подачи заявления в экономический суд для возбуждения дела о банкротстве должника с указанием применения восстановительных процедур или процедуры ликвидационного производства, а также установлены определённые правила этих процедур. Введена практика разделения групп кредиторов, участвующих в голосовании, и учёта голосов каждой группы кредиторов отдельно. В частности, кредитору, который голосовал против утверждения плана санации и внешнего управления, в случае неэффективности процедуры оздоровления гарантируется удовлетворение требований соразмерно тому, сколько он мог бы получать при ликвидации должника.
В закон также были внесены поправки по сокращению продолжительности процедуры банкротства. В соответствии с ними процедура наблюдения, т. е. процесс финансового анализа должника, сокращена с 4 до 3 месяцев; судебная санация, связанная с восстановлением платёжеспособности без передачи полномочий управления делами должника санирующему управляющему, – с 30 до 24 месяцев, а ликвидационное производство, предусматривающее пропорциональное удовлетворение требований кредиторов, и процедура, используемая для объявления об освобождении от обязательств должника и о его ликвидации – с 12 до 9 месяцев. Этот срок может быть продлён не более чем на 3 месяца. Также определены случаи в качестве основания для процесса продления.