Sorry, this entry is only available in Русский. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
В Послании Главы государства Олий Мажлису отмечено, что руководство страны предпринимает все необходимые организационно-правовые меры для улучшения делового климата и вхождения Узбекистана в число лучших 50 стран в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса». Среди таких мер и совершенствование законодательства.
К примеру, в декабре минувшего года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О банкротстве», предусматривающий чёткие правила по устранению ряда проблем, с которыми приходилось сталкиваться представителям бизнеса, что сказывалось на состоянии бизнес-среды. Необходимость внесения изменений и дополнений в закон о банкротстве была обусловлена рядом факторов.
Во-первых, до вступления в силу новых норм закона не было достаточных правовых и методологических оснований для восстановления платёжеспособности экономически несостоятельных предприятий.
Во-вторых, в процессе банкротства большую часть кредиторской задолженности составляли налоги и обязательные платежи. Это, в свою очередь, не давало возможности ввода процедуры судебной санации и внешнего управления в отношении должника – хозяйствующего субъекта.
В-третьих, законодательство не предусматривало право должника обращаться в суд с заявлением о применении восстановительных процедур. В результате на практике из процедур банкротства применялось только ликвидационное производство, а судебная санация и внешнее управление в основном не применялись.
Теперь данным законом созданы все возможности и условия для широкого использования восстановительных процедур для экономически несостоятельных, убыточных хозяйствующих субъектов. Также будут внедрены механизмы для дальнейшего усиления защиты прав кредиторов и стимулирования процесса применения оздоровительных процедур банкротства. В частности, в закон введено понятие восстановления платёжеспособности. Этот процесс включает судебную санацию и внешнее управление. Основная цель – улучшить платёжеспособность хозяйствующего субъекта.
При возбуждении дела о банкротстве сумма задолженности перед юридическими лицами уменьшена с 500 до 300, а в отношении индивидуальных предпринимателей – с 30 до 20-кратного размера базовой расчётной величины.
Кредиторам и должнику предоставлено право подачи заявления в экономический суд для возбуждения дела о банкротстве должника с указанием применения восстановительных процедур или процедуры ликвидационного производства, а также установлены определённые правила этих процедур. Введена практика разделения групп кредиторов, участвующих в голосовании, и учёта голосов каждой группы кредиторов отдельно. В частности, кредитору, который голосовал против утверждения плана санации и внешнего управления, в случае неэффективности процедуры оздоровления гарантируется удовлетворение требований соразмерно тому, сколько он мог бы получать при ликвидации должника.
В закон также были внесены поправки по сокращению продолжительности процедуры банкротства. В соответствии с ними процедура наблюдения, т. е. процесс финансового анализа должника, сокращена с 4 до 3 месяцев; судебная санация, связанная с восстановлением платёжеспособности без передачи полномочий управления делами должника санирующему управляющему, – с 30 до 24 месяцев, а ликвидационное производство, предусматривающее пропорциональное удовлетворение требований кредиторов, и процедура, используемая для объявления об освобождении от обязательств должника и о его ликвидации – с 12 до 9 месяцев. Этот срок может быть продлён не более чем на 3 месяца. Также определены случаи в качестве основания для процесса продления.