Действительно, в отношениях между Узбекистаном и Турцией сегодня открылась новая страница, и всем известно, что политические, торговые, экономические, инвестиционные, транспортные, культурные и гуманитарные связи между двумя братскими странами вышли на самый высокий уровень. Узбекистан рассматривает Турцию, входящую в двадцатку стран мира по экономическому потенциалу, как надёжного и приоритетного партнёра. Кроме того, тесное сотрудничество с этим могущественным государством служит нашим национальным интересам. Узбекистан является важной частью Центральной Азии, и отрадно слышать то, что Турция заинтересована в нашем курсе на открытую внешнюю политику, эффективную рыночную экономику и инициирование процесса эмансипации. Особенно за последние четыре года наши двусторонние отношения вышли на уровень стратегического партнёрства. Немаловажно и сходство взглядов Главы нашего государства Шавката Мирзиёева с дальновидной политикой Президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана.
Наша встреча с Председателем Планово-бюджетной комиссии Великого Национального собрания Турции г-ном Лютфи ЭЛЬВАНОМ началась с обсуждения этого момента.
– Уважаемый господин Эльван, спасибо, что согласились дать интервью для нашего издания и нашли на это время. Следует отметить, что Турция была первой из 200 стран, признавших государственную независимость Республики Узбекистан. Ещё в 1992 г. между нашими странами были установлены дипломатические отношения и заложен фундаментальный камень современных связей. Прошло 28 лет. Конечно, это не маленький срок. Какие аспекты узбекско-турецких отношений привлекают Ваше внимание сейчас? Что Вы думаете о сути и важности отношений между нашими странами?
– Во-первых, я благодарен Вам, вашему журналу, что освещаете турецко-узбекские отношения, а также за предоставленную возможность высказать своё мнение по этому поводу. Узбекистан для нас очень важная и ценная страна. Прежде всего, это страна, с которой нас близко связывают общие язык, история и культура. Нам очень приятно, что братский Узбекистан – процветающее, политически и экономически стабильное государство, интегрированное в международное сообщество и вносящее свой вклад в этот процесс.
Конечно, 80-е гг. и 1990 г. были для Турции периодом, породившим серьёзные социально-политические и экономические преобразования, важные дипломатические инициативы и новые возможности для сотрудничества при совокупном воздействии радикальных изменений в мировой системе, через которые прошла наша страна. Наиболее очевидное отражение этих событий во внешней политике Турции нашло в политике по Кавказу и Центральной Азии. После распада СССР вновь образованные страны на территории 6 млн кв. км с населением 60 млн человек обрели свою государственную независимость. Это событие было встречено с большим энтузиазмом и радостью. Как и тогда, мы разделяем счастье наших братских стран в этом регионе как независимых и суверенных государств, появившихся на мировой арене. В первой половине 90-х гг. мы наблюдали, какие усилия были предприняты для использования этого потенциала посредством ряда политических, экономических и военных соглашений, подписанных непосредственно между государствами региона, и на совместных саммитах. Если мы посмотрим на конкретный пример, с целью обеспечить тесные культурные и гуманитарные связи с тюркским сообществом по инициативе и решимости Турции в 1992 г. было основано Турецкое агентство международного сотрудничества и координации (TİKA).
Что касается наших отношений с Узбекистаном, как Вы знаете, Турция была первой страной, признавшей независимость Узбекистана в 1991 году. Я бы сказал, что Узбекистан имеет особое значение для Турции. После обретения независимости Узбекистан стал важнейшим торговым партнёром Турции.
Как Вы помните, в то время после визитов на высшем уровне руководства, премьер-министров Турции и Узбекистана между двумя странами были подписаны соглашения по многим областям сотрудничества, таким, как экономические и торговые связи, культурный, образовательный и научный обмены, взаимодействие в здравоохранении, спорте, туризме, совместные проекты в сферах связи и транспорта. Был создан Турецко-узбекский деловой совет. В то время большое число бизнесменов из Турции вкладывали серьёзные инвестиции в Узбекистан. Опять же, в первой половине 90-х гг., когда тюркские страны вновь обрели независимость, принимая во внимание всю гуманитарную помощь странам Центральной Азии, становится очевидным, что самая большая помощь от Турции была оказана Узбекистану.
Могу сказать, что на сегодняшний день отправной точкой в дальнейшем развитии отношений между Турцией и Узбекистаном является встреча избранного Президента Узбекистана г-на Шавката Мирзиёева и нашего Президента Реджепа Тайипа Эрдогана, которая прошла в ноябре 2016 г. в Самарканде, открыв двери новой эры отношений между двумя странами.
Уважаемые президенты двух стран встретились вновь в октябре 2017 г. уже в Турции. За 21 год это посещение Турецкой Республики Главой вашего государства стал первым официальным визитом в Турцию и первым визитом в зарубежную страну избранного на пост Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева. В рамках этого исторического визита был подписан ряд соглашений в различных сферах, в том числе Совместное заявление о создании Совета стратегического сотрудничества высокого уровня (СРС) между двумя странами. Пожалуй, самой яркой частью официальных визитов стала встреча лидеров двух стран в 2018 г. в г. Бухаре, которую можно считать сердцем турецко-исламской цивилизации. Этот совместный приём показал всему миру, что за границами финансовых и политических отношений между двумя странами лежат глубокие и прочные корни духовных братских связей.
– Нет нужды скрывать то, что в прошлые годы на какое-то время возник разрыв в отношениях между нашими странами. Когда Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев вступил в должность, этот пробел был тут же восполнен. Узбекистан чётвертый год подряд во всех сферах деятельности рассматривается как один из ближайших партнёров Турции. Как Вы думаете, какова роль «нового Узбекистана» для Турции в настоящий момент?
– Узбекистан – это страна, расположенная в самом сердце Центральной Азии, на историческом Шёлковом пути, и благодаря своему географическому положению занимает важное место в торговле между Востоком и Западом. Вместе с господином Шавкатом Мирзиёевым Узбекистан стал яркой звездой Центральной Азии.
Сегодня мы видим, что Узбекистан начал использовать этот географический потенциал в политические и экономические выгоды с помощью новой внешнеполитической стратегии, и в этом контексте страна отдаёт приоритет установлению хороших отношений с соседями и странами в регионе. С этой точки зрения новая внешнеполитическая стратегия Турции по отношению к Узбекистану, которая сформулирована по итогам первого государственного официального визита Президента Узбекистана в Турцию, показывает, насколько это было важно. Такой же подход с вашей стороны нас очень радует. Я думаю, что Турция в предстоящий период может сыграть ключевую роль в открытии Узбекистана мировому сообществу. Напомним, что господин Ш. Мирзиёев после переговоров в 2017 г. подтвердил это, сказав, что Турция рассматривается как надёжный и важный партнёр Узбекистана, имеющий высокую репутацию на международной арене.
Я хотел бы подчеркнуть, что внешнеполитическая независимость и суверенитет государств лежит в основе наших отношений, отсюда становится понятна взаимосвязь и движение в одном направлении. Осознавая, что обе страны могут извлечь выгоду из партнёрства, я считаю важным в отношениях между Турцией и Узбекистаном – это активно взаимодействовать.
– В рамках визита Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Турцию в феврале этого года состоялось первое заседание Совета стратегического сотрудничества высокого уровня. Не могли бы Вы рассказать о деятельности этого Совета, который называют «новой формой диалога в истории двусторонних отношений»?