Экспертное мнение

Рейтинги и прогнозы развития

1/2020

     По мнению рейтингового агентства Fitch Ratings (далее – Fitch), проводимая правительством Узбекистана в последние годы политика масштабных экономических реформ, включающая в том числе реформирование банковского сектора, может привести к улучшению качества корпоративного управления, снижению рисков высокой долларизации и концентрации национальной экономики, а также общему повышению инвестиционной привлекательности Узбекистана для зарубежных инвесторов.
 
     Суверенный рейтинг
     Суверенный рейтинг был впервые присвоен Узбекистану в декабре 2018 г. на уровне «BB-» / прогноз «Стабильный». Он отражает баланс между сильными показателями суверенного баланса, низкого государственного долга и высоких темпов экономического роста с одной стороны, и высокой инф­ляцией и значительной зависимостью от экспорта сырьевых ресурсов вмес­те с исторически сложившимися проб­лемами структурного характера (низкий уровень ВВП на душу населения, слабые уровни институциональной среды и качества управления и др.), с другой стороны.
     Значительный объём валовых международных резервов (29,2 ­млрд долл. на конец 2019 г.), низкий уровень государственного долга (оценивается в 28,9% ВВП в 2019 г.) и его благоприятная структура в плане сроков погашения и расходов являются существенными факторами, поддерживающими суверенный рейтинг Узбекистана. По нашему мнению, это предполагает наличие определённой финансовой гибкости для государства с точки зрения оказания поддержки государственным банкам в случае необходимости. Учитывая средний размер активов государственных банков относительно экономики (24,2 млрд долл. на конец 2019 г., что составило 42% ВВП), мы оцениваем способность государства предоставлять такую поддержку как сильную.
 
     Реформирование банковского сектора
     Реформа банковского сектора, проводимая правительством Узбекистана начиная со второй половины 2019 г., нацелена, в первую очередь, на создание рыночных механизмов функционирования банковского сектора. Она включает в себя уход от модели директивного кредитования в государственных банках и их приватизацию в среднесрочной перспективе, изменение модели предоставления льгот отдельным секторам экономики, стимулирование развития частного сектора и так далее.
     В IV квартале 2019 г. государственные банки передали существенную долю директивных кредитов и соответствующее финансирование в Фонд реконструкции и развития Узбекистана (ФРРУ). При этом часть фондирования от ФРРУ была конвертирована в капитал некоторых банков. Начиная с 2020 г. льготные кредиты по государственным программам будут выдаваться тремя уполномоченными банками (АК «Народный Банк», АКБ «Агробанк» и АКБ «Микрокредитбанк»), при этом категории получателей сокращены с целью обеспечения принципа адресности, а субсидирование ставок будет осуществляться путём выплат конечным заёмщикам.
     Приватизация ряда государственных банков предполагает продажу миноритарных пакетов (до 25%) якорным инвесторам, как правило, международным финансовым организациям. В долгосрочной перспективе планируется реализация блокирующих и контрольных пакетов акций приватизируемых банков. Первая сделка по приватизации ожидается в мае 2020 г. и предполагает продажу контрольного пакета Asia Alliance Bank (№18 по величине активов на 01.01.2020) стратегическому инвестору из Японии. Среди банков, имеющих рейтинги от Fitch, объявлено о планах по приватизации АКБ «Узпромстройбанк», Банка «Асака» и АКИБ «Ипотека-банк».
     Сделаны первые шаги в плане реформирования корпоративного управления в государственных банках. В частности, в ряде банков в сос­тав наблюдательных советов введены независимые директора, а в некоторых приватизируемых банках (например, АКИБ «Ипотека-банк») предполагается исключение участия в управлении банком руководителей государственных органов. Кроме того, государственные банки стали активнее привлекать профессионалов с опытом работы в крупных зарубежных банках в состав менеджмента и в качестве консультантов.
     По мнению агентства Fitch, реализация вышеперечисленных мер может в целом позитивно повлиять на перспективы развития банковского сектора. Первые результаты от передачи директивных кредитов ФРРУ прослеживаются в снижении уровней долларизации кредитов в секторе (с 58% на 30.11.2019 до 48% на 31.12.2019) и его концентрации (доля 5 крупнейших банков в общем объёме выданных кредитов сократилась с 74 до 69% соответственно).
     Прогноз Fitch: основные тренды на 2020 год
     Мы ожидаем более умеренных темпов роста кредитов в секторе в 2020 г. (после 35% роста за 11 месяцев 2019 г., с учётом изменений обменного курса сума к доллару США и до передачи активов в ФРРУ), поскольку государственное финансирование крупных инфраструктурных проектов будет теперь производиться напрямую из ФРРУ. Центральный Банк Республики Узбекистан, вероятно, продолжит политику по охлаждению темпов роста коммерческого кредитования.
     Fitch также отмечает риски, связанные с потенциальным избыточным ростом розничного кредитования в Узбекистане (в т. ч. в иностранной валюте) ввиду сравнительно низких доходов населения (ВВП на душу населения составляло 1,8 тыс. долл. в 2019 г.) и при только формирующемся регулировании стандартов выдачи розничных кредитов. Кроме того, ослабление требований к заёмщикам со стороны банков с целью увеличения доли на рынке кредитования может стать источником повышенного кредитного риска. Качество собственных стандартов и критериев банков по выдаче кредитов, включая анализ платёжеспособности заёмщиков, должно пройти проверку временем, в т. ч. в период экономического спада.
     При этом мы считаем, что высокие темпы роста розничного кредитования будут компенсированы всё ещё низкой начальной базой, и его доля в общем объёме кредитного портфеля банковского сектора не превысит 20–25% к концу 2020 г. (16% на конец 2019 года).
 
 
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    chekIn г. Ташкент, ул. Ислама Каримова, 55.

    mailSmall info@evu.uz

    phone+99871 239-11-25, +99897 773-22-91.

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.