Sorry, this entry is only available in Русский. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Для справки: Rating-Agentur Expert RA GmbH (RAEX-Europe) – независимое кредитное европейское рейтинговое агентство, аффилированное с международной группой RAEX, имеющей более чем двадцатилетний опыт работы в рейтинговой отрасли и аналитической деятельности. С 2015 года Агентство аккредитовано Европейским регулятором по ценным бумагам и рынкам (ESMA) и имеет официальный статус института внешней оценки кредитоспособности (ECAI). Офис Агентства расположен во Франкфурте-на-Майне. RAEX-Europe присваивает классические кредитные рейтинги по международной шкале, присваивает некредитные ESG (environmental, social & governance) рейтинги и составляет ESG рэнкинги, предоставляет Green Bond Second Opinions, а также занимается организацией аналитических мероприятий и конференций. В декабре 2018 г. Агентство подписало меморандум для предоставления аналитических продуктов странам Шёлкового пути с лидирующим китайским рейтинговым агентством CCXI, пакистанским VIS Group и исламским рейтинговым агентством IIRA.
За последние несколько лет, в условиях бурного развития экономики, стимулируемого реформами, банковский сектор Узбекистана демонстрирует стремительный рост, становясь всё более значимым каналом кредитования промышленности и населения, а также осуществления эффективной денежно-кредитной политики (таблица). Однако развитие банковского сектора сдерживается рядом уязвимостей и долгосрочными рисками, в числе которых высокая концентрация на государственных банках, чрезмерная долларизация и контролируемое правительством распределение кредитных ресурсов. В этой связи позитивным шагом являются инициированные Президентом Узбекистана Ш. Мирзиёевым масштабные реформы по фундаментальной трансформации финансового рынка с постепенной приватизацией государственных банков, совершенствованием корпоративного управления и повышением конкурентоспособности.
Структура банковской отрасли стабильна при сохранении высокой доли государственных банков. В последние годы банковский сектор рос быстрыми темпами, увеличив совокупные активы до 53% ВВП в 2019 г. (рис. 1). По количеству участников сектор стабилен, увеличившись до 30 банков в 2019 г. после выхода на рынок АКБ Tenge Bank. В то же время, сектор остаётся в значительной степени сконцентрированным на государственных банках, на долю которых по состоянию на 1 января 2020 г. приходится 84% совокупных активов (рис. 2).
После национализации АКБ Asia Alliance Bank в 2018 г. в настоящее время на рынке действуют 13 государственных банков, три из которых являются крупнейшими в Узбекистане (АО «Национальный банк Узбекистана», АКБ «Асака» и АКБ «Узпромстройбанк») с долей около 50% совокупных активов банковского сектора. Эти сильные позиции традиционно подкреплены их ключевой функцией как основного кредитора государственной инфраструктуры и программ в социальной сфере. В свою очередь, государство направляет бюджетные средства в государственные банки для целевого кредитования по льготным ставкам, а также поддерживает их через размещение депозитов и рекапитализацию. Остальные 17 участников рынка – это частные банки с местными акционерами и небольшим присутствием иностранных банков из регионов Восточной и Центральной Азии. За последние два года, кроме открытия казахского дочернего банка и регистрации грузинского дочернего банка, не было значимых случаев захода на рынок со стороны иностранных игроков.
Учитывая намерения правительства, ожидается, что государственные банки будут сокращать объёмы целевого кредитования и перейдут на рыночные источники фондирования, а также озвучены планы по их приватизации. Три крупнейших банка в ближайшее время могут начать выпуск еврооблигаций, а «НБУ» уже преобразован в акционерное общество. Кроме того, Указом Президента Республики Узбекистан от 29 апреля 2019 г. было принято решение о продаже 25% акций трёх акционерно-коммерческих банков: Aloqabank, Turonbank и Asia Alliance Bank, доля которых составляет около 6% совокупных активов сектора. Некоторые из государственных банков начали сотрудничать с международными финансовыми институтами. Например, в 2018 г. МФК начала работу с «Ипотека-банком» по совершенствованию корпоративного управления, риск-менеджмента и операционной деятельности в рамках возможного дальнейшего участия в капитале банка. МФК также ведёт переговоры об аналогичном взаимодействии с «Узпромстройбанком», а ЕБРР рассматривает возможность участия в процессе приватизации «Асака банка».
С начала 2018 г. совокупные активы банков выросли более чем в 1,5 раза, чему способствовал прирост кредитов, которые в 2018–2019 гг. взлетели на 91% (рис. 3), охватив все сектора экономики и население. Основными стимулами со стороны государства стали как расширение инвестиций в модернизацию государственных предприятий, так и программы развития сельского хозяйства, а также малого и среднего бизнеса. Кроме того, либерализация цен и валютных операций, наряду со смягчением условий торговли, стимулировали частный спрос на кредиты.
Самые высокие темпы роста наблюдались в розничном кредитовании, где банки утроили свои показатели с конца 2017 года. Однако всё же основную часть портфелей банков составляют кредиты корпоративным клиентам, которые за период 2018–2019 гг. выросли на 77 процентов. Несмотря на то, что кредиты юридическим лицам диверсифицированы по видам экономической деятельности, существуют значительные риски их концентрации на крупных государственных предприятиях с целевым кредитованием на льготных условиях. С другой стороны, одним из позитивных моментов стало то, что доля валютных кредитов после стремительного роста до 62%, вызванного девальвацией в 2017 г., снизилась до 48% в конце 2019 г. (рис. 3). Мы надеемся, что эта тенденция не временная и указывает на начало процесса дедолларизации банковской отрасли.