Sorry, this entry is only available in Русский. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Возможности сохранения диких сородичей культурных растений намного выше на охраняемых государством природных территориях и в лесных массивах. Обеспечение устойчивости сельского хозяйства и продовольственной безопасности страны в перспективе во многом зависит от использования генетических ресурсов растений.
Общая покрытая лесом площадьпо Республике Узбекистан в 2000 г. составляла 2315 млн га, в 2005 г. – 2369,1 млн гектаров. Как показывает динамика, площади лесов увеличиваются. Так, если в 2000 г. объём создания новых лесов составлял 41,3 тыс. га, то в 2007 г. уже 44,2 тыс. гектаров.
Как в охраняемых, так и неохраняемых лесах республики растёт основная часть диких сородичей культурных растений (ДСКР), плоды которых собираются лесхозами или местным населением. Но вместе с тем за последние 50-60 лет этим видам растений грозит опасность исчезновения. Основными источниками опасности, как показывает мониторинг, являются:
● отрицательное воздействие вредителей и болезней
● аномальная для регионов недостаточность влаги
● развитие частного животноводства в горных районах
● использование местным населением в горных зонах объектов ДСКР в качестве источника заготовки дров для отопления домов и приготовления пищи;
● бессистемный сбор диких растений и плодов для реализации и использования в качестве лекарства в нетрадиционной медицине и продуктов питания и другие факторы чрезмерной эксплуатации объектов ДСКР.
После подписания в 1995 г. руководством Узбекистана Конвенции о биологическом разнообразии республика взяла на себя ряд обязательств, выполнение которых непосредственно связано с расширением площади заповедников и охраняемых лесных территорий.
Однако проблема сохранения дикорастущих сородичей культурных растений с расширением охраняемых лесных и заповедных территорий полностью не решится. Требуется комплексный подход, основу которого должен составлять материальный интерес (мотивационный подход) субъектов, имеющих доступ к объектам ДСКР как материальная база удовлетворения потребностей (личных, семейных, коллективных и других).
В Узбекистане за годы независимости создана нормативно-правовая база развития лесного хозяйства, постоянно совершенствуются правовые документы и правила, регулирующие порядок ведения, использования и развития лесного фонда. Вместе с тем только малая часть лесного хозяйства обеспечивается охраной. Поэтому в кампанию по сохранению и развитию лесного хозяйства наряду с административными мерами необходимо внедрять эффективные экономические механизмы, которые позволят привлечь к этому процессу местную общественность и заинтересованные стороны.
Необходимость вовлечения местной общественности в процесс сохранения и развития лесного хозяйства диктует важность глобальной проблемы безопасного и разумного использования ценной части лесного фонда. В силу обширности лесных массивов и ограниченных возможностей внедрения активных охранных мер сохранение редких насаждений и диких сородичей культурных растений остаётся под угрозой.
Формирование огранизационно-правовых и экономических механизмов, распределительных отношений в аграрном секторе экономики, а также в области использования объектов ДСКР имеет ряд специфических особенностей, которые обусловлены, прежде всего, природно-климатическими условиями производственного процесса в сферах использования объектов ДСКР.
Многосторонность структуры отношений собственности в равной мере обуславливает существование как обобществлённых, коллективных, так и индивидуализированных, частных форм распределения и присвоения выгод, т. е. способов превращения в собственность материальных и нематериальных продуктов использования ДСКР. Поэтому от форм и характера собственности по отношению к продуктам ДСКР зависит характер не только распределения выгод, но и присвоения его отдельными заинтересованными субъектами в лице дехканских и фермерских хозяйств, лесхозов, заповедников, субъектов местного населения, проживающих в местах произрастания ДСКР и тому подобных хозяйствующих субъектов.
Сложность внедрения механизма распределения выгод использования дикой природы, среды ДСКР заинтересованными сторонами заключается в том, что пока ещё право собственности на объекты ДСКР и продукты их эксплуатации (культивирования) заинтересованными сторонами не осознаны или реально не распределены между хозяйствующими субъектами в республике.
Часто хозяйствующие субъекты, фактически пользуясь продуктами диких родичей культурных растений, на самом деле не наделены юридическими правами и, соответственно, не осознают личной ответственности перед проблемой сохранения дикой природы. Поэтому распределительные отношения должны играть ведущую роль в повышении заинтересованности хозяйствующих субъектов не только в конечных результатах использования объектов ДСКР, но также и их сохранении.
Распределение выгод заинтересованными сторонами целеобразно осуществлять по признаку непосредственного участия хозяйствующих субъектов в процессе формирования материальных благ в области использования ДСКР. Только при таком экономическом подходе успех в решении этой задачи может быть обеспечен.
Шерали ХОЛЛИЕВ,
преподаватель кафедры «Экономика и сервис», Каршинский государственный университет