(Русский) Организационная поддержка и финансирование стартапов в Узбекистане

5/2019

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

     Актуальность проблемы
     В Узбекистане особенно актуальной является проблема неразвитости подсистемы организационной поддержки и финансирования стартапов – «зародышевой» цепочки во всей системе цепочек инновационного развития. В стране до сих пор не сформирована целостная система государственной и негосударственной поддержки стартапов, в результате чего цепочка, которая должна увязывать результаты фундаментальных и прикладных исследований с модернизацией производства в крупных предприятиях, развитием инновационного малого бизнеса практически бездействует. Отсутствие мер по улучшению инновационной инфраструктуры и поощрению технологических инноваций может стать причиной «утечки мозгов», низкого качества жизни и высокого уровня безработицы в условиях глобализации.
     Более того, в Узбекистане не имеется точной статистики касательно запуска стартапов. Анализ и сбор информации на основе экспертного изучения позволяет заключить, что количество стартапов в республике составляет лишь несколько сотен в год, в то время как по статистике трекера Venturein в 2014 г. в Южной Корее насчитывалось более 30 тыс. высокотехнологичных стартапов, а в России в 2018 г. было зафиксировано около 20 тыс. стартапов (по оценкам Российской венчурной компании).
     В данной статье мы попытаемся выявить причины проблемной ситуации в сфере поддержки стартапов в Узбекистане, раскрыть роль факторов в развитии рынка стартапов и выработать ряд предложений по обеспечению развития системы поддержки стартапов с учётом прогрессивного зарубежного опыта.
     Определение стартапа и его особенности
     Поскольку в данной статье речь пойдёт именно о стартапах, то преж­де всего необходимо сначала уяснить различие между стартапом и открытием новой фирмы в сфере малого бизнеса.
     Любой стартап есть новая малая фирма или микрофирма, но не любая новая малая фирма или микрофирма является стартапом.
     Первая особенность заключается в том, что стартап, как правило, производит товары или предоставляет услуги, которые являются результатом инновативного подхода к решению проблем. Например, создание системы click.uz в своё время было стартап-проектом, который вылился в стартап-бизнес, а сейчас уже действует как хозяйствующий субъект, прошедший через стартап-период, длившийся около двух лет. Открытие мастерской по ремонту обуви или парикмахерской не может быть стартапом. Следующая особенность – это то, что некоторые стартапы могут существовать в качестве идеи, презентуемой командой стартап-проекта, которая ещё не оформилась в виде микро- или малой стартап-фирмы. Третья особенность – это высокий риск банкротства по сравнению с обычными бизнес-проектами, но при успешности стартап-проект приносит очень высокие прибыли.
Организационная и финансовая поддержка стартапов: состояние и проблемы
     Согласно принятому Правительством Узбекистана постановлению от 11 сентября 2018 г. созданный Фонд поддержки инновационного развития и новаторских идей выделяет гранты на стартапы, которые нацелены на создание и коммерциализацию отечественных научных разработок.
     В структуре Центра передовых технологий при Министерстве инновационного развития созданы инновационный стартап-акселератор и стартап-инкубатор. Здесь малым высокотехнологичным компаниям на льготных условиях будут предоставляться в аренду лабораторное оборудование, производственные площади и офисные помещения на определённый срок.

 
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала

DO'STLARINGIZGA TAVSIYA ETING

  • Make an Order

    Make an Order
  • AFFICHE

  • Advertising

  • JURNAL SONLARI ARXIVI

  • Contacts

    32, Matbuotchilar Street, Tashkent 100000 Uzbekistan

  • Subscribe To News

    (Русский) Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Any reproduction or use of excerpts from publications can be made only with the written consent of the publisher; when reprinting materials, a link to the source is required.