Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
При исследовании эффектов цифровизации экономики сначала нужно понять её природу и значение, а также некоторую терминологию и понятия. Развитие цифровых технологий иногда называют Третьей промышленной революцией, или Второй эпохой машин. Это относительно простое понятие содержит центральную идею о том, как интерпретировать влияние, которое эти развивающиеся технологии оказывают на экономику в целом и рынок труда в частности.
Новые технологии, особенно искусственный интеллект, неизбежно связаны со значительными изменениями на рынке труда, включая сокращение рабочих мест в одних секторах и создание новых возможностей в других в массовых масштабах. Цифровая экономика требует самых разнообразных новых знаний и навыков, принципиально новых мер социальной защиты и качественно нового соотношения между работой и отдыхом. Необходимы крупные инвестиции для развития образования, ориентированного не только на сам процесс обучения, но и на обучение методам организации данного процесса, а также обеспечения всеобщего доступа к образовательным услугам на протяжении всей жизни.
Учитывая важность развития цифровой экономики, Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев в своём послании Олий Мажлису отметил: «В целях устойчивого развития мы должны глубоко освоить цифровые знания и информационные технологии, что это даст нам возможность идти по самому короткому пути к достижению всестороннего прогресса. В современном мире цифровые технологии играют решающую роль во всех сферах» [1].
Цифровые технологии – явление глобальное. Они сформировали новую, в своих базовых характеристиках универсальную информационно-коммуникационную среду, открывшую возможности использования новых практик социального взаимодействия (от практик сугубо личностных до практик, касающихся развития отдельных социальных групп (слоёв), национальных и региональных сообществ). Прочно и уже необратимо охватив все стороны жизни человека, эти технологии открыли и новые возможности для ведения бизнеса. Цифровизация для любой организации – от малого предприятия, микро-бизнеса до гигантов рынка – выступает как фактор поддержания её конкурентоспособности и развития. Она стала необходимым условием рыночной «бизнес-социализации», расширила горизонты экономического развития, но одновременно породила новые вызовы и проблемы.
В зарубежных исследованиях происходят дискуссии о влиянии цифровизации экономики на рынок труда. Мнения разделились особенно среди тех, кто убеждён, что повышение эффективности экономики возможно только благодаря цифровизации. Это особенно верно при оценке влияния цифровизации на занятость населения. С одной стороны, технооптимисты полагают, что более высокая продуктивность благодаря технологическим инновациям ведёт к удешевлению продукции, росту потребления, экономическому росту, повышению уровня занятости и повышению благосостояния. С другой стороны, технопессимисты склоняются к мнению, что технологические инновации приводят к потере рабочих мест, вызванной автоматизацией, сокращению потребления и в результате к сокращению рынков, снижению благосостояния и повышению уровня безработицы.
Цифровая экономика (веб-, интернет-экономика, электронная экономика) – это экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях [2], связанных с электронным бизнесом и электронной коммерцией и производимыми и сбываемыми ими цифровыми товарами и услугами. Расчёты за услуги и товары цифровой экономики производятся зачастую цифровой валютой (электронными деньгами).
Концепция цифровой экономики появилась в последнем десятилетии XX века. В 1995 г. Николас Негропонте использовал метафору о переходе от обработки атомов к обработке битов, отмечая недостаток классических товаров в «физическом» воплощении (вес, сырьё, транспорт) и преимущества новой экономики (отсутствие веса товаров, виртуальность, почти не нужное сырьё, мгновенное глобальное перемещение).
Рост цифровой экономики влияет на всю экономику. Делаются попытки оценить периоды воздействия этой сферы на традиционные секторы экономики. Например, международная консалтинговая компания Boston Consulting Group заявляет о «четырёх волнах перемен, захлестнувших потребительские товары и розничную торговлю». Так, считается, что конкуренция во всех сферах будет расти и становиться всё более глобальной в результате распространения цифровой экономики.
Все модели, пытающиеся описать или предсказать влияние цифровизации на экономику и труд, находятся в непрерывном исследовании и анализе, и мнение учёных и экспертов разделилось на два противоположных взгляда на влияние цифровизации на благополучие населения. Схематически обзор этих исследований представлен на рис. 1.