Sorry, this entry is only available in Русский. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
В целях широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность государственных органов, 27 февраля 2017 года принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 106 «О мерах по совершенствованию порядка нотариального удостоверения сделок с применением межведомственного электронного взаимодействия».
Данное нововведение стало возможным благодаря поддержке проекта технического содействия Азиатского банка развития «Э-Правительство для эффективного государственного управления».
Согласно решению правительства в действие вводится автоматизированная информационная система «Нотариус», разработанная Министерством юстиции совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.
Данная система предусматривает:
● отмену требований по сбору многочисленных бумажных справок с различных учреждений, например: с коммунальных предприятий – об отсутствии задолженности по коммунальным услугам; кадастровых органов – касательно права владения имуществом и отсутствия ареста на данное недвижимое имущество; паспортного стола или схода граждан (махалли) – о количестве проживающих лиц; налогового органа – об отсутствии задолженности по налоговым платежам и т.д.;
● автоматизацию процедур, связанных с осуществлением нотариальных действий;
● формирование единой базы данных по запретам отчуждения и аресту недвижимого имущества и автомототранспортных средств;
● оказание государственных услуг при осуществлении нотариальных действий путём межведомственного электронного взаимодействия;
● регламентацию, а также упрощение подачи заявок на предпродажные инспекции со стороны коммунальных предприятий для удобства граждан.
Запланировано, что система вступит в силу в столице 1 июля 2017 года, а в остальных регионах Узбекистана – 1 июля 2018 года.
Что же это означает для рядового потребителя? Теперь ему не придётся вручную собирать справки, выстаивать очереди в государственных ведомствах и терять время. Раньше, до регистрации сделки купли-продажи у нотариуса, гражданин должен был обойти 11 ведомств, собрать 17 справок (путём предоставления в данные ведомства 52 документов!), зачастую дублирующих друг друга, что занимало как минимум 14 дней. После введения автоматизированной информационной системы, базирующейся на электронном взаимодействии, необходимо только подать заявку в нотариальную контору, предоставив персональный кадастровый номер и паспортные данные.
Заявление на государственную регистрацию права собственности можно будет подать одним из двух способов: в любое время через персональный кабинет на Едином портале интерактивных государственных услуг (www.my.gov.uz), либо в случае отсутствия у заявителя доступа к сети Интернет, обратившись в нотариальную контору. На портале ЕПИГУ будет представлена вся необходимая информация о нотариальных действиях, а также внедрена возможность предварительной записи на приём к нотариусу.
В течение 3–5 рабочих дней нотариус сам проверит наличие задолженности и права собственности у лица, изъявившего желание нотариально зарегистрировать сделку купли-продажи, обмена или дарения недвижимого имущества.
Запрос на предоставление данной информации будет направлен нотариусом в отдельные ведомства и хозяйственные органы в электронном виде. Подтверждения об отсутствии задолженности также будут получены в режиме реального времени, путём электронного взаимодействия госорганов. При этом инспектирование домов и квартир будет осуществлено в течение трёх дней со дня поступления запроса от нотариуса. Таким образом, весь процесс регистрации недвижимости займёт не более пяти рабочих дней.
В соответствии с решением правительства Узбекскому агентству «Узкоммунхизмат», Госкомземгеодезкадастру, АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз», Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкент, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан поручено обеспечить внедрение в систему межведомственного электронного взаимодействия информации о состоянии взаиморасчётов, учётных данных лицевого счёта потребителей электроэнергии, природного газа, холодной и горячей воды, в т.ч. об индивидуальных приборах учёта.
Регистрация недвижимости является одной из наиболее востребованных государственных услуг в Узбекистане. В 2016 году была совершена 135271 сделка с недвижимостью, из них 98070 сделок купли-продажи, 27342 – дарений, а 330 – обмена и прочие договора.
Необходимо отметить, что Стратегией действий по развитию Узбекистана на 2017–2021 годы, утверждённой Указом Президента Узбекистана 7 февраля 2017 года, поставлена задача автоматизации деятельности нотариальных контор путём внедрения межведомственного электронного взаимодействия, а также оказания услуг населению и бизнесу путём предоставления интерактивных государственных услуг в сфере нотариата. В связи с этим, введение в практику нового порядка регистрации недвижимости станет первым шагом на пути создания полноценных интерактивных государственных услуг в данной сфере.
Наргиза АЛИКУЛОВА,
консультант проекта АБР «Электронное правительство
для эффективного государственного управления»