(Русский) Налоговая реформа: первые результаты и достижения

1/2020

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

     Понятная и, главное, прозрачная налоговая система является одним из важнейших условий развития экономики. Принятая в 2018 году Концепция совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан дала возможность продолжения осуществления задач по формированию благоприятной среды для снижения налогового бремени, упрощения системы налогообложения, совершенствования налогового администрирования, развития предпринимательства и привлечения зарубежных инвестиций. В целях реализации основных направлений Концепции, сокращения теневого оборота в экономике в прошлом году была утверждена Стратегия совершенствования налогового администрирования и соответствующая «Дорожная карта».
О комплексных мерах по совершенствованию налоговой политики, приоритетах в деятельности налоговых органов в своём интервью Главному редактору журнала «ЭВУ»рассказал Председатель ГНК МУСАЕВ Бехзод Анварович.
 

     – Уважаемый Бехзод Анварович, в начале года были опубликованы предварительные итоги налоговой реформы, по которым стало известно, что итоги исполнения госбюджета по доходам за 2019 год составили 83,3 трлн сум., или прирост по сравнению с 2018 г. составил 154 процента. Можно ли уже сейчас говорить о достижении запланированных показателей, на которые рассчитывалось при проведении реформы?
     – Если говорить о главной цели, которая была поставлена перед нами при проведении налоговой реформы, а это создание понятных и стабильных налоговых условий, стимулирующих инвестиционную активность и экономический рост, то она достигнута. Решение множества задач для достижения этой цели позволило ликвидировать диспропорцию в налогообложении и несправедливую налоговую нагрузку, а также избавить бизнес от административного давления, поскольку реформа включала в себя и преобразование налоговых органов в сервис-ориентированную службу.
     Приоритетом в деятельности налоговых органов стали цифровизация и создание комфортных условий для партнёрских отношений с добросовестными налогоплательщиками. Для этих целей была утверждена Стратегия совершенствования налогового администрирования, направленная на формирование цифровой модели коммуникации с налогоплательщиками. Созданы новые подразделения в структуре Государственного налогового комитета, отвечающие за сервис и определение стратегии развития налоговых органов.
     Наша цель – создание условий для добровольного исполнения налоговых обязательств. И мы определили для себя приоритет – быть бизнес-партнёрами добросовестных налогоплательщиков. В этом направлении нам удалось сделать первые смелые шаги и добиться определённых результатов, а именно: увеличено количество электронных услуг до 45, в частности, в 2019 г. налогоплательщики воспользовались электронными услугами 400 миллионов раз! Через личный кабинет налогоплательщика субъекты предпринимательства уплатили налоги в онлайн-режиме на общую сумму 26,6 трлн сумов.
     Бизнес получил возможность круглосуточного обслуживания и снижения рисков совершения налоговых правонарушений. Только за прошлый год через созданный Call-центр поступило и рассмотрено 98,6 тыс. обращений, а посредством «телефона доверия» удалось решить 5,7 тыс. насущных проблем в исполнении налоговых обязательств.
Что касается фискального эффекта, то он превзошёл свои ожидания. Как Вы правильно отметили в своём вопросе, рост налоговых поступлений достиг невиданных за всю историю налоговых органов результатов – 154 процента!
     – Начиная с октября 2019 г. ставка НДС снижена с 20 до 15 процентов. Насколько известно, изначально проект Налоговой концепции предполагал снижение НДС до 12%, а эксперты Всемирного банка не рекомендовали снижать ставку НДС. Скажите, с чем связано решение установить размер ставки именно на уровне 15%, а не довести до 12%, как в соседнем Казахстане и Кыргызстане? Есть ли перспектива пересмотра налога на добавленную стоимость в обозримом будущем?
     – Широкие дискуссии на тему снижения ставки НДС велись на протяжении всего периода работы над Концепцией и её реализацией. Прежде всего, такой посыл был обусловлен разрывом в цепочке добавленной стоимости, который приводил к неравномерному распределению нагрузки на экономику. Окончательная точка в этой дискуссии была поставлена в конце прошлого года, когда было принято решение о снижении ставки до 15 процентов.
     Решение можно назвать историческим и компромиссным, поскольку в условиях осуществления широкомасштабных реформ, когда необходимо обеспечить стабильный ис­точник финансовых ресурсов на их реализацию и купирование возможных рисков, Узбекистан на фоне мирового тренда на повышение ставок косвенных налогов пошёл на поддержку предпринимательства и снижение на четверть ставки одного из бюджетообразующих налогов.
     Это достаточно существенное снижение ставки, ведь на долю НДС сегодня приходится более 30% всей доходной части государственного бюджета, и его снижение позволило оставить в распоряжении бизнеса 10 ­трлн сумов. Проведённые расчёты показали, что определение ставки на уровне 15% на сегодняшний день обеспечивает фискальную стабильность и улучшение делового кли­мата.
     Что касается наших соседей, то следует отметить, что снижение ставки в этих странах происходило в несколько этапов. Например, в Казахстане снижение ставки с 20% до 16% произошло в 2001 г., и лишь в 2009 г. она доведена до сегодняшних 12 процентов. Аргументами в пользу снижения ставки НДС можно назвать оптимизацию льгот и усиление налогового администрирования, за счёт которого нам удалось обеспечить рост пос­туплений данного налога в 1,8 ­раза.
     Остановлюсь на нескольких цифрах: в начале 2019 г. плательщиками данного налога были не больше 7 тыс. хозяйствующих субъектов, а в начале этого года их количество дос­тигло 82 тыс., что в 12 раз больше по сравнению с предреформным пе­риодом.
     Такие показатели характеризуются зачётно-возвратным механизмом, благодаря которому эффективная ставка НДС сегодня составляет 6,8 процента.
     Несмотря на положительную динамику, сегодня мы ведём работу по совершенствованию администрирования НДС путём внедрения в него цифровых технологий и аналитических инструментов, результаты которой могут стать предпосылками для дальнейшего пересмот­ра ставки.
     – Значительно снижена налоговая нагрузка и на заработную плату. Но введение НДС в результате падает бременем на потребителя, а не на производителя товаров и услуг, являясь скорее «налогом на потребление». Как данный фактор отражается на покупательской способности наших граждан? Есть ли статистические данные на этот счёт?
     – Действительно, снижение налоговой нагрузки на ФОТ в 1,5 раза можно назвать драйвером вывода из серой зоны порядка 500 тыс. рабочих мест и удвоенного роста поступлений по налогу на доходы физических лиц, несмотря на снижение его ставки до 12 процентов. Это, в свою очередь, позволило оставить в распоряжении населения 4,2 трлн сум. свободных средств, которые поддержали на должном уровне покупательскую способность. При этом следует учитывать, что НДС – это не новый налог для нашей экономики, и мы его не вводили в 2019 г., он уже на протяжении 28 лет является одним из основных фискальных инструментов. Более того, основные параметры данного налога были пересмотрены с учётом интересов бизнеса и населения. Снижение ставки и оптимизация цепочки добавленной стоимости влили дополнительно в экономику порядка 10 трлн сумов.
     Достигнутый рост поступлений по НДС характеризуется не только расширением налоговой базы и усилением налогового администрирования, но и ростом потребления в экономике, который достигнут за счёт паритета между фискальной нагрузкой и возможностью платить.
     – ГНК осуществляет регулирование и контроль за правильностью применения нулевой ставки по НДС. Благодаря реформам налогоплательщики смогут вернуть уплаченный НДС за счёт нулевой ставки в течение 7 дней с момента представления заявления. Однако, по мнению предпринимателей-экспортёров, это довольно большой срок. Когда речь идёт о больших авансовых платежах, они попросту теряют на этом прибыль. Есть ли возможность сократить срок возврата, к примеру, до одного дня или даже до одного часа?
     – Возврат НДС, безусловно, является хорошей мерой поддержки предпринимательства, и принятие решения о его полном задействовании не только по экспортным, но и по внутренним операциям может стать хорошим стимулом для повышения инвестиционной активности.
     Только за прошлый год было возмещено 1,7 трлн сум. налога, в т. г. эта цифра вырастет примерно до 2,5 ­трлн сумов. Существенно упрощена процедура адми­нистрирования этого процесса. Сокращён и перечень представляемых документов. Создана электронная сис­тема обслуживания, через которую налогоплательщик может представить необходимые документы и получить в течение 7 дней возмещение налога.
     Установленный срок в 7 дней является одним из самых минимальных в мире. Это не раз отмечалось экспертами МВФ и ВБ, а также коллегами из налоговых администраций зарубежных стран. Думаю, что пересматривать этот срок пока рано, поскольку НДС – это налог, который сопровождается высоким риском мошенничества. Только в прошлом году в рамках камерального контроля налоговыми органами выявлено 32243 случая расхождений в налоговой отчётности по НДС на 984,4 млрд сумов.
     – С 1 января 2019 г. единый налоговый платёж уплачивают юридические лица с годовым оборотом, не превышающим 1 млрд сумов. Из каких расчётов введена данная предельная сумма оборота предприятия? На сегодняшний день даже небольшая компания может запросто преодолеть этот рубеж, почему не 2 или 3 ­млрд сумов?

 
Весь текст интервью вы можете прочитать в печатной версии журнала.

RECOMMEND TO FRIENDS

  • Make an Order

    Make an Order
  • AFFICHE

  • Advertising

  • ARCHIVE OF MAGAZINE NUMBERS

  • Contacts

    32, Matbuotchilar Street, Tashkent 100000 Uzbekistan

  • Subscribe To News

    (Русский) Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Any reproduction or use of excerpts from publications can be made only with the written consent of the publisher; when reprinting materials, a link to the source is required.