(Русский) О новом синтетическом дизельном топливе класса Евро-6

3/2022

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

 
     Свершилось! Завод ООО «Uzbekistan GTL» приступил к производству нового дизельного топлива – синтетического Евро-6.
     Хотя технологии производства синтетических жидких топлив (СЖТ) известны давно – имеют почти 100-летнюю историю, основы которых были заложены исследователями Ф. Фишером и Х. Тропшем, – сегодня первым производителем СЖТ среди стран СНГ стал Узбекистан.
     Лидерами производства СЖТ, как известно, являются компании Shell, Sasol, Chevron, Syntroleum, Exxon Mobil, BP, Statoil, Rentech, ConocoPhillips и другие. Наиболее активно исследовательские и проектно-конструкторские работы (с финансированием в десятки млн долл. США) ведутся в Китае, Японии, США, Индии, Германии. В настоящее время кроме Узбекистана действуют заводы СЖТ в ЮАР, США, Китае. Планируется строительство заводов в Китае, Индии, Индонезии, Малайзии, Австралии, США, Монголии, Алжире, Нигерии, Австралии, Венесуэле, Тринидад и Тобаго, Канаде.
     В настоящий момент развитие технологий получения синтетических жидких топлив из различных видов сырья вошло в стадию массовой реализации коммерческих проектов. Компания Sasol, например, сейчас производит около 5 млн тонн СЖТ в год. Мощность ранее построенных заводов в Южной Африке, Малайзии и Катаре оценивается, по разным данным, от 14 000 до 36 000 баррелей в день.
     Производство синтетических жидких топлив заводом «Uzbekistan GTL» осуществляется путём синтеза газа (очищенного метана), подаваемого Шуртанским газохимическим комплексом, на установке Фишера–Тропша с использованием запатентованной технологии Sasol.
     Требования к качественным характеристикам синтетического дизельного топлива установлены в государственном стандарте Узбекистана O’zDSt EN 15940:2022 «Топливо дизельное синтетическое ЕВРО-6», который является модифицированным (MOD) по отношению к европейскому стандарту EN 15940:2016+А1:2018 «Автомобильное топливо. Парафиновое дизельное топливо от синтеза или гидроочистки. Требования и методы испытаний» («Automotive fuels – Paraffinic diesel fuel from synthesis or hydrotreatment – Requirements and test methods»).
     В период со 2 по 5 июля т. г. в Управлении автотранспорта Центрального рудоуправления АО «Навоийский ГКМ» проведены опытно-промышленные испытания и анализы проб синтетического дизельного топлива марки ДТ-ЕВРО-GTL-А(70)-L(S)-К6 с целью оценки его качества и определения возможности применения на технологическом тяжелонагруженном горном транспорте.
     Лабораторные анализы, проведённые в центральной лаборатории горюче-смазочных материалов на отобранной пробе топлива, поступившего с завода «Uzbekistan GTL», были сверены с паспортными данными. Результаты анализов по измеренным параметрам подтвердили паспортные данные и значения, указанные в O’z DSt 15940:2022 (таб­лица).
Возможность применения синтетического жидкого топлива на тяжелонагруженном горном транспорте определялась на двух карьерных самосвалах БелАЗ-7513 и САТ-789С. Результаты испытаний показали, что: запуск двигателей этих транспортных средств и их дальнейшая работа происходили стабильно, без детонаций; рабочие характеристики двигателей соответствуют нормативным значениям, не уступают значениям при работе двигателей на традиционном дизельном топливе; не наблюдалось негативного влияния нового топлива на моторное масло (физико-химические характеристики масла оставались стабильными).
     Так как качественные и экологические параметры синтетического дизельного топлива намного превышают традиционный аналог, можно с уверенностью отметить, что применение данного топлива послужит увеличению срока как эксплуатации техники, так и службы картерного и моторного масел, что, в свою очередь, обеспечит сокращение расходов на техническое обслуживание техники.
     Так чем же отличается новое ­дизельное топливо от привычного традиционного, в чём его преимущества?
     Топливо GTL – жидкость без цвета и запаха, имеет пониженную плотность, высокое цетановое число (70 и выше), практически не содержит серу (менее 5 мг/кг) и ароматических углеводородов (1,1%), что значительно уменьшает содержание токсичных компонентов (СО, SO3, NOх) в выхлопных газах, а значит, наносит меньший вред человеку и окружающей среде.
     Касательно высокого цетанового числа необходимо отметить, что это основной показатель воспламеняемости дизельного топлива. Чем выше цетановое число, тем быстрее происходят процессы окисления в камере сгорания, снижается время воспламенения смеси и запуска двигателя, ускоряется работа двигателя, увеличивается его мощность и минимизируется износ.
     В настоящее время технология преобразования газа в жидкость является динамично развивающейся и, очевидно, перспективной.
     Кроме синтетического дизельного топлива процесс синтеза Фишера–Тропша позволяет получать ряд других продуктов, таких как этилен и пропилен, высшие а-олефины (для производства поверхностно-активных веществ), кислоты, спирты и ­другие.
     На сегодня завод «Uzbekistan GTL» запустил также производство синтетической нафты, предназначенной в качестве сырья для нефтехимической промышленности, и синтетического компонента авиатоплива для смешивания с авиационным топливом ДЖЕТ А-1 (JET А-1), вырабатываемого в Узбекистане по государственному стандарту O’z DSt 1117.
     Устанавливаемые требования к качественным и эксплуатационным характеристикам синтетического компонента авиатоплива полностью соответствуют международному стандарту ASTM D 7566 «Standard specification for aviation turbine fuel containing synthesized hydrocarbons» (Стандартная спецификация для авиа­ционного турбинного топлива, содержащего синтезированные углеводороды).
 
Раиса БОРН,
консультант по техническому регулированию ООО «Uzbekistan GTL»

RECOMMEND TO FRIENDS

  • Make an Order

    Make an Order
  • AFFICHE

  • Advertising

  • ARCHIVE OF MAGAZINE NUMBERS

  • Contacts

    32, Matbuotchilar Street, Tashkent 100000 Uzbekistan

  • Subscribe To News

    (Русский) Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Any reproduction or use of excerpts from publications can be made only with the written consent of the publisher; when reprinting materials, a link to the source is required.