(Русский) Перспективы «зелёной» экономики

6/2021

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

     Путь к устойчивому развитию через продвижение «зелёной» экономики
     Переход на путь устойчивого развития через продвижение подходов «зелёной» экономики является национальным приоритетом как в среднесрочных, так и долгосрочных планах страны. Концепция «зелёной» экономики – это модель, которая ве­дёт к улучшению здоровья и социальной справедливости населения, а также к значительному снижению опасных воздействий на окружающую среду и снижению экологического дефицита. Таким образом, «зелёная» экономика в её простейшей форме может рассматриваться как низкоуглеродная, ресурсосберегающая и социально инклюзивная модель экономики. Концепция «зелёной» экономики не заменяет концепцию устойчивого развития, но наблюдается широкое признание того, что достижение устойчивости почти полностью основывается на получении экономического права.
 
     Актуальность перехода к устойчивому развитию и «зелёной» экономике
     Старая модель «ресурсоёмкой» экономики ведёт к увеличению расходов и снижению производительности. Продолжающиеся до сих пор кризисы являются показателями этой модели и, наконец, образуют идею новой модели «зелёной» экономики, в которой материальное благополучие обеспечивается не за счёт увеличивающихся экологических рис­ков, экологических дефицитов и социального неравенства.
     За последние 4 года в Узбекистане были разработаны, приняты и реализованы различные стратегии и меры для поддержки смягчения последствий изменения климата и адаптации. Одним из отличительных признаков этого процесса реформ стало принятие в октябре 2019 г. Стратегии перехода Республики Узбекистан к «зелёной» экономике на период 2019-2030 гг., направленной на выполнение обязательств по Рамочной Конвенции по изменению климата (РКИК) Организации Объединённых Наций (ООН) в соответствии с Парижским соглашением, ратифицированного Узбекистаном в 2018 г., а также реализация Стратегии/Программы действий по пяти приоритетным направлениям развития для Республики Узбекистан на период 2017-2021 годы.
     Стратегия перехода к «зелёной» экономике устанавливает конкретные цели по сокращению выбросов за счёт повышения энергоэффективности, расширения использования возобновляемых источников энергии, повышения эффективности использования ресурсов и урожайности при обеспечении нейтрального баланса деградации земель. Узбекистан также вновь обратил внимание на решение проблем региона Аральского моря, стремясь превратить его в «зону экологических инноваций и технологий». Стратегия может только укрепить эту амбицию, в конечном итоге способствуя тому, что изменение климата не налагает ограничений на перспективы будущего роста, не подрывает достижения страны по сокращению бедности и не влияет отрицательно на продовольственную безопасность, особенно в уязвимых сельских районах.
     Узбекистан в рамках более широких экономических преобразований поэтапно инкорпорирует свою низкоуглеродную стратегию. В 2017 г. Правительство Узбекистана приступило к реализации широкомасштабной программы реформ, направленной на переход к открытой рыночной экономике с широким участием частного сектора. Хотя структурные преобразования осуществляются медленнее, чем в других странах с переходной экономикой, они являются главным приоритетом. Технологические изменения за последние годы показывают, что нам необязательно выбирать тот же путь, по которому другие страны следовали в своих переходных процессах. Появились новые технологии, которые более экологичны, эффективны и устойчивы в использовании ресурсов. Можно привести в пример существующий потенциал возобновляемых источников энергии в Узбекистане, использование которых приведёт к тем же результатам, что и при использовании ископаемого топлива.
     Принимаемые структурные меры по снижению роли государства в экономике и улучшению бизнес-среды создают возможности как для дальнейшего развития частного сектора и повышения производительности реального сектора экономики, так и для более рационального использования ресурсов, в частности энергии и воды. Переходя на «зелёный цвет» сегодня, мы адаптируем экономику и защищаем окружающую среду более эффективно. В этой связи принятая в октябре 2019 г. Стратегия перехода Республики Узбекистан к «зелёной» экономике на период 2019-2030 гг. позволяет ускорить процесс перехода. Одной из целей Стратегии является увеличение доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе не ниже 25% к 2030 году. Это предполагает строительство солнечных элект­ростанций общей мощностью 5 ГВт, ветряных электростанций – 3 ГВт и гидроэлектростанций – 1,9 ГВт.
 
     Вместе с тем запланировано доведение доли частных инвесторов в энергетическом секторе до 30%, запускается ряд проектов государственно-частного партнёрства, пре­имущественно в области генерации электроэнергии с использованием возобновляемых источников энергии, таких как:
     ● на основе солнечной энергии реализуются 2 проекта общей мощностью 200 МВт на 200 млн долл. США с компаниями Masdar (ОАЭ) в рамках Scaling Solar 1 и Total Eren (Франция), проводятся тендерные торги по строительству ещё 2 солнечных электростанций с общей мощностью 400 МВт в рамках Scaling Solar 2 на 400 млн долл. США;
     ● на основе ветряной электростанции дан старт компании Masdar (ОАЭ) на строительство электростанции с мощностью 500 МВт за 650 млн долл. США с условием дальнейшего расширения до 1,5 ГВт. Дополнительно прорабатывается проект с компанией ACWA Power (Саудовская Аравия) по строительству двух вет­ряных электростанций общей мощностью 1 ГВт.
     Вопрос обеспечения доступа к устойчивому энергоснабжению стоит остро на повестке дня правительства. Рост спроса на электроэнергию оценивается в размере 6-7% в год (с 64,4 млрд КВт · ч в 2020 г. до 112 млрд КВт · ч в 2030 г.), для удовлетворения которого требуется установка дополнительных мощностей в объёме 15 ГВт (это около 17 млрд долл. инвестиций до 2030 г. или более 1,5 млрд долл. США ежегодно).
     Правительством республики в рамках перехода к «зелёной» экономике АО «Гидроэлектростанция» принято решение о выпуске «зелёных» облигаций «Сукук», которое соответствует приоритетам в области «зелёного» развития.
Разнообразные кризисы конца ХХ в. и последнего времени показывают неустойчивость сложившейся модели экономического развития как в мире, так и в Узбекистане. Важный недостаток этой модели – абсолютизация экономического роста в ущерб решению социальных и экологических проблем.
     Человечество пытается найти новые пути развития экономики. Основы формирования концепции «зелёной» экономики были заложены в рамках концепции устойчивого развития ещё в конце 80-х гг. прошлого века. Существует множество определений устойчивого развития, однако наиболее распространённым и общепринятым является определение, предложенное в 1987 г. комиссией ООН под руководством Г.Х. Брундлантд: «Устойчивое развитие – это развитие, которое обеспечивает нужды современного поколения, не подвергая угрозе жизненные потребности будущих поколений». В 1992 г. во время конференции ООН в Рио-де-Жанейро международным сообществом на высшем уровне была принята «Повестка на XXI век», определяющая глобальное партнёрство в интересах обеспечения устойчивого развития. Устойчивое развитие включает три измерения – экономическое, социальное и экологическое. Только при соблюдении требований устойчивости в отношении каждого из этих измерений может быть достигнуто устойчивое развитие в целом.
     Сегодня становится всё более очевидно, что главной концепцией будущего в ХХI в. является именно устойчивое развитие. Это положение нашло своё отражение в стратегических документах ООН, принятых за последнее время. Здесь можно выделить три документа: «Будущее, которого мы хотим» (2012) определяет перспективы человечества в XXI в. на основе концепции устойчивого развития, базой которого должна стать «зелёная» экономика; «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.» (2015) включает Цели устойчивого развития ООН на период 2015–2030 гг.; «Парижское климатическое соглашение» (2015), определяющее приоритеты борьбы с климатической угрозой в мире и всех странах до 2030–2050 гг., что важно для перехода к устойчивому развитию.
     В данных документах ООН удачно сочетаются как концептуальные приоритеты, так и конкретные цели, стоящие перед странами и народами. Документы снабжены количественными индикаторами и наборами мероприятий, позволяющими соответствующим правительствам планировать свои действия, направленные на выполнение выработанных решений. Таким образом, в целом можно говорить о достигнутом в мире консенсусе на развитие в ХХI в., которое связано с переходом к устойчивому развитию.
 
 
     Необходимость перехода к устойчивому развитию в мире во многом связана с осознанием критического обострения диспропорции между экономическим развитием и экологической деградацией. За прошедшие 30 лет наблюдался значительный рост мирового ВВП – свыше четырёх раз, что повысило уровень жизни сотен миллионов человек. Однако такой рост во многом был достигнут благодаря глобальному истощению природного капитала и деградации экосистем. В 2000-е гг. в мире быстро нарастали экологические проблемы: растущий дефицит пресной воды и продовольствия, изменение климата, сокращение биоразнообразия и лесов, опустынивание и многие другие. Вот только некоторые из этих проблем:
     ● В мире 40% земли деградирует из-за снижения плодородия поч­вы, её эрозии и истощения. Продуктивность земли уменьшается, что при пессимистических сценариях может привести к потере 50% потенциального урожая.
     ● Почти 1 млрд человек испытывают нехватку чистой питьевой воды; 2,6 млрд людей не имеют доступа к адекватным санитарным услугам; 1,4 млн детей младше 5 лет ежегодно умирают из-за нехватки чистой воды и отсутствия доступа к необходимым санитарным услугам. В будущем нехватка воды будет лишь усиливаться, и через 20 лет её запасы будут удовлетворять лишь 60% мировых потребностей.
 
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала
 
 
Дильшод ПУЛАТОВ, д.э.н., проф., заместитель директора Института
бюджетно-налоговых исследований Министерства финансов Республики Узбекистан
 
Ахадбек ХАЙДАРОВ, заместитель Министра финансов Республики Узбекистан, соискатель

RECOMMEND TO FRIENDS

  • Make an Order

    Make an Order
  • AFFICHE

  • Advertising

  • ARCHIVE OF MAGAZINE NUMBERS

  • Contacts

    32, Matbuotchilar Street, Tashkent 100000 Uzbekistan

  • Subscribe To News

    (Русский) Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Any reproduction or use of excerpts from publications can be made only with the written consent of the publisher; when reprinting materials, a link to the source is required.