– Виктор Юрьевич, давайте начнём нашу беседу с информации о компании GrottBjorn. С чего началось её становление, чем вы занимаетесь и какова ваша миссия? Расскажите о значении дескриптора «Финансовое ателье»?
– Компания была создана в 1995 г. несколькими энтузиастами зарождавшегося российского фондового рынка, одним из которых был мой отец. В то время только-только отгремела ваучерная приватизация, и наступало смутное время неоднозначных и спорных залоговых аукционов. Допуск к залоговым аукционам, благодаря которым в России появились первые миллиардеры, имел лишь ограниченный круг лиц, а вот поучаствовать в обращении ваучеров могли все. Собственно с ваучерного обращения, по сути, и начался российский фондовый рынок, и многие из тех, кто стал в дальнейшем заниматься ценными бумагами, прошли эту школу.
В 1995 г. в России принимается профильный закон – 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», заложивший основу для развития российского фондового рынка. Дата не случайна, ведь именно в это время начался «обмен» ваучеров на акции предприятий, и если ваучеры ещё могли обращаться хаотично, поскольку были только в натуральном виде, то акции уже стали бездокументарными, а, значит, для их обращения потребовалось создание специальных институтов, которые, с одной стороны, способствуют их обращению, а с другой, защищают права собственности инвесторов.
Собственно, GrottBjorn в своём начальном варианте представлял из себя компанию, которая выступала посредником между владельцами ценных бумаг, которые хотели продать полученные по итогам приватизации ценные бумаги, либо же, наоборот, купить бумаги, увеличив долю вложений в отдельные предприятия. А когда начальный бум прошёл, то компания, накопив определённый капитал, сосредоточилась уже больше на управлении собственными активами.
В конце 2000-х гг. модель бизнеса компании стала меняться, начался новый этап развития – компания опять начала оказывать услуги клиентам, создав для этого специальную инфраструктуру и получив необходимые лицензии регулятора, обязательные для работы в соответствующих сегментах фондового рынка.
Эпохальным стал 2012 г., когда произошла либерализация валютного законодательства России, благодаря чему компания начала оказывать уникальные на тот момент времени услуги по прямому доступу любых клиентов к валютной секции биржи. С этого момента валютные операции стали для клиентов быстрее, проще, дешевле, и, помимо этого, стало возможно легко и просто хеджировать валютные риски, так что многие, у кого в памяти запечатлился 1998 г., сделав соответствующие выводы, уже спокойно пережили 2014 г., используя те биржевые инструменты, которые раньше им были недоступны.
А дальше уже компания всегда одной из первых открывала для всех клиентов новые биржевые возможности, делая личные финансы людей более понятными, а финансы компаний – более прогнозируемыми. Мы активно встраиваем биржевые технологии в текущие бизнес-процессы компаний, простым и понятным способом решая сложные задачи. Отсюда и сформировалась наша миссия – делать мир лучше, помогая людям осознано управлять личными и корпоративными финансами и процветать.
Ну а «Финансовое ателье» – это естественное продолжение и развитие нашей миссии. В конце концов «инструмент» один и тот же, но в работе с каждым клиентом его надо применять по-своему, исходя из особенностей того или иного бизнеса. А учесть особенности клиента и сшить костюм по его финансовой фигуре может только ателье.
– Откуда пошло название компании?
– Название нашей компании состоит из двух норвежских слов Grott – дословный перевод «пещера», а можно интерпретировать как «дом», и Bjorn – дословно означает «медведь», но это ещё и популярное в странах Скандинавии мужское имя, появление которого связано со старинной легендой о могучем воине. Он взял себе тотемом самое мощное животное, живущее рядом – медведя. Так он стал называть себя Бьёрном и прослыл воином света, т. к. отстаивал справедливость, свободу, дружбу, и был он непобедим в боях, потому что ему благоволили боги.
GrottBjorn можно перевести как «дом воина, одерживающего победы», т. к. мы всегда отстаиваем интересы наших клиентов, боремся с общей финансовой безграмотностью и обеспечиваем нашим клиентам победу на финансовых рынках!
– Согласно дате создания, в этом году компания отметит 25-летний юбилей. Четверть века – это целая веха в истории. Как изменилась за это время ситуация на мировых финансовых рынках?
– На мой взгляд, ситуация за это время не сильно изменилась. Поясню, что я имею в виду. Вся наша жизнь – это естественные процессы, которые понятны и предсказуемы. Всё вокруг рождается, взрослеет, что-то создаёт, «передаёт эстафету» и уходит. Это относится как к жизни человека, так и к жизни компаний, и к способам «делания» чего-либо. Таким образом, всё, что делается и происходит, делалось и происходило раньше, разница лишь в том, что меняются «способы» и «инструменты» действия, а цель и смысл действия не меняются.
На финансовых рынках за последние 25 лет было множество взлётов и падений, историй резкого и ошеломляющего роста, внезапных и резких падений. Но всё это было и раньше, так что здесь изменений нет. Другое дело, что сейчас всё стало происходить несколько по-другому: активно развились электронные способы обмена информацией, рынки стали всё больше и больше влиять друг на друга, и сложности в одной точке земного шара немедленно сказываются на финансовых рынках другой стороны мира. Рынки стали более открыты, глобальны и рискованны. И если раньше циклы роста и падения могли длиться годами, то сейчас они сменяются гораздо чаще.
В результате мы получаем систему, где под решение частных задач может быть придуман свой инструмент, который благодаря активно развитым информационным системам начинает легко масштабироваться и развиваться. Поэтому можно заключить, что основное изменение на финансовых рынках, а то и вообще везде за последние четверть века, – это сильное сжатие промежутка времени между возникновением идеи «чего-то» и моментом, когда без этого «чего-то» мы не будем мыслить свою жизнь. В обычной жизни этот промежуток стал очень мал, а в сфере финансов – ещё меньше.
– Расскажите о ваших достижениях, с какими результатами подходит компания к своему юбилею?