– Сергей Маратович, считаю очень важным объективный взгляд на реформы в нашей стране, так сказать, «извне», и хочу поблагодарить Вас за согласие ответить на наши вопросы. Как Вы, как высокопоставленный в недавнем прошлом специалист ЕБРР, можете оценить экономические преобразования в Узбекистане?
– С точки зрения скорости и масштабности реформ Узбекистан продолжает превосходить ожидания. С другой стороны, по-прежнему предстоит сделать очень много. Критическая масса реформ до сих пор не достигнута. Узбекистан всё ещё не является страной с конкурентной рыночной экономикой и демократическими политическими институтами.
– Взаимодействие между политическими и экономическими преобразованиями – это важный фактор, который влияет на развитие государства. Как добиться максимальной эффективности от реформ?
– Необратимость реформ в конце концов определяется образованием демократических политических институтов и приверженностью общества курсу на создание открытой и конкурентной рыночной экономики. Для этого нужны честные и конкурентные выборы, а также независимая и эффективная судебная система.
– При нынешних темпах реформирования управления и экономического развития удастся ли нам в ближайшие годы полностью перейти к рыночной экономике? На Ваш взгляд, какая из стран СНГ уже максимально к этому приблизилась?
– Чемпионами реформ на постсоветском пространстве остаются страны Балтии и Грузия. В Центральной Азии лидером является Казахстан. Но в целом, всем постсоветским странам (за исключением стран Балтии) ещё предстоит пройти существенный путь в отличие от стран Центральной Европы, которые уже построили рыночную экономику. Пример Центральной Европы показывает, что при желании реформы можно провести достаточно быстро.
– Одним из существенных факторов торможения роста экономики является коррупция. В рейтинге Индекса восприятия коррупции Узбекистан поднялся на несколько пунктов, всё же пока позиция страны оставляет желать лучшего. Есть ли какая-либо универсальная формула решения этого «больного» для многих стран вопроса, или же здесь должен быть использован индивидуальный подход? Применим ли к Узбекистану, к примеру, опыт Грузии?
– Опыт Грузии (и Сингапура) применим к любой стране. Борьба с коррупцией – это не бином Ньютона, все рецепты известны. Для неё необходима не магия, а всего лишь политическая воля. Ли Кван Ю сказал: «Начните с того, чтобы посадить в тюрьму трёх своих друзей. Вы точно знаете, за что. И люди Вам поверят». Это такая же задача, как и переход к рыночному курсу валюты, – это вредно для экономики, но выгодно для тех групп интересов, которые контролируют чёрный рынок. Узбекистан решил эту задачу, при желании сможет решить и проблему коррупции.
– Обеспечение макроэкономической стабильности и таргетирование инфляции являются одними из основных задач, поставленных Президентом Узбекистана. По Вашему мнению, легко ли добиться данных целей в нынешних условиях, как избежать ошибок?