Уже давно в Узбекистане развитие экономики и, в первую очередь, предпринимательства, происходит по законам рынка. Это предполагает разработку научной теории рыночной конкуренции применительно к условиям и особенностям нашей страны. Исходя из структуры признаков классификации, учёные и специалисты предлагают различные подходы к классификации видов и форм конкуренции.
При анализе видов конкуренции необходимо опираться на общепринятую классификацию и характеристики. Методологическое исследование такого сложного понятия, как виды конкуренции обуславливает необходимость их группировки, а также размещения в удобной форме для последующего определения их новизны и уровня взаимосвязи.
Исходя из данных основных правил классификации научных понятий, попытаемся рассмотреть различные способы классификации и группировки видов конкуренции, предложенных разными учёными.
С учётом структуры рынка конкуренция обычно делится на такие виды, как: чистая конкуренция, монополистично конкурирующая, олигополистично конкурирующая и чистая монополия. При этом чистая (свободная) конкуренция определяется как совершенная конкуренция, а остальные три вида объединяются под термином «чистая конкуренция».
В то же время наблюдаются случаи приобщения к указанным ещё и других видов конкуренции. Например, рассматривая признаки как характеристику и стратегию поступков, выделяют три вида конкуренции: совершенная, несовершенная и нездоровая. Необходимо особо отметить, что в ряде научных работ взгляды учёных на классификацию конкуренции по признаку законопослушности совпадают – они выделяют два вида конкуренции: честная и нечестная.
Такой подход, на наш взгляд, считается правильным, так как законодательство каждой страны, в том числе Республики Узбекистан, также определяет правила и нормы распоряжения конкуренцией и выводит за рамки правового поля средства и методы несправедливой конкуренции, которая не является элементом конкурентной борьбы.
В то же время наблюдаются случаи, когда при классификации определённых понятий применяют две или более основы. При этом рассматриваются предложения по территориальному и отраслевому признаку рынка конкуренции.
Обычно при классификации рынка по одной основе выделяют такие виды конкуренции, как отраслевая, внутриотраслевая и межотраслевая. Такая классификация видов, на наш взгляд, является полной и совершенной.
Внутренняя конкуренция – это поединок между предпринимателями одной хозяйственной отрасли за достижение больших прибыли, выработки и продаж товаров.
Конкуренция возникает из-за того, что отраслевые предприятия, используя различные технику и квалификацию рабочей силы, соответственно, получают отличающуюся по стоимости продукцию и иной объём прибыли на единицу продукции. Несмотря на эти различия, внутриотраслевая конкуренция приводит к сглаживанию цены и прибыли.
Межотраслевая конкуренция – это вид конкуренции между производителями, действующими в различных отраслях экономики. В основе межотраслевой конкуренции лежит получение максимальной прибыли, стремление найти прибыльную сферу для вложения капитала.
Однако, наряду с методом отраслевого охвата рынка применяются методы территориального охвата. При такой классификации сопоставление отраслевой и международной конкуренции может вызвать ряд трудностей, поскольку и на национальном и на международном уровнях любая конкуренция может иметь природу межотраслевой конкуренции. Здесь можно применять признак «масштаб развития».
Признак территориального охвата рынка, на наш взгляд, является достаточно удачным и широкоохватывающим методом классификации.
Согласно этому признаку можно разделить конкуренцию на: местную (в группе, отделе, на предприятии и т.д.), региональную (в районе, городе, области и т.д.), национальную (в стране), международную (в нескольких странах) и глобальную (не выделяя определённую страну, в мировом масштабе).
По показателю «субъекты рынка» можно выделить четыре вида конкуренции: между продавцами, между покупателями, между продавцами и покупателями, а также между посредниками. Необходимо отметить, что посредники на рынке по своей сути являются покупателями и продавцами, поэтому первые три вида конкуренции охватывают и их тоже. На наш взгляд, на следующем этапе классификации этих видов конкуренции необходима более точная их конкретизация.
По методам осуществления конкуренции, помимо деления на ценовую и неценовую, можно выделить конкуренцию на основе повышения качества и сервиса товара. На наш взгляд, неценовая конкуренция, направленная на повышение качества товаров, охватывает в том числе и оказание сервисных услуг потребителю товаров.
По форме удовлетворения потребностей различают предметную, различную по видам товаров и функциональную конкуренции.
При предметной конкуренции отличается только качество подготовки, а в некоторых случаях, предприятия-конкуренты производят идентичные товары одинакового качества. Такая конкуренция иногда называется межфирменной конкуренцией.
Конкуренция между различными видами товаров возникает в том случае, когда серьёзно различающиеся товары удовлетворяют единому требованию. При этом среди них возникает посреднический отбор.
Функциональная конкуренция выражается в том, что все товары, которые могут удовлетворить потребность всеми возможными способами и обеспечивают удовлетворение этих потребностей, считаются практическими конкурентами.
По уровню стремительности конкуренция распадается на следующие виды:
● притягивающая (в случае, если в этом сегменте субъект более полно удовлетворяет свои потребности);
● умеренная (в случае поощрения в этом сегменте климата конкуренции действиями субъекта конкуренции);
● стремительная (в случае присваивания одним субъектом конкуренции другого её субъекта).
В маркетинге приветствуется рассмотрение конкуренции по отношению к потребителю, что соответствует определённому этапу потребительского отбора различных видов конкуренции, таких как функциональная, различная по видам товаров и индивидуальная конкуренция. Однако суть понятия индивидуальной конкуренции не отличается от предметной конкуренции.
В этой связи считаем важными характеристики поведения участников рынка, а также группировку, отражающую уровень темпа роста конкурентных отношений, которые в них происходят. Группировку конкуренции по другим рассматриваемым признакам можно включить в ряд вспомогательных способов.
Нодир АКБАРОВ,
с.н.с. – исследователь