Задачу обеспечения устойчивого и сбалансированного экономического роста Республики Узбекистан на основе диверсификации экономики и повышения её конкурентоспособности в условиях ограниченности внутренних финансовых ресурсов невозможно осуществить без реализации стимулирующей политики привлечения инвестиций и повышения эффективности использования имеющихся средств.
В Законе Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности» инвестиции определяются как материальные и нематериальные блага и права на них, вкладываемые в объекты экономической и иной деятельности. Это понятие, как никогда, стало актуальным и популярным за последние годы. Тем более, что и 2019 г. по инициативе Президента страны был объявлен «Годом активных инвестиций и социального развития», а привлечение инвестиций в отрасли экономики и регионы страны путём улучшения инвестиционного климата включено в пять приоритетных направлений Стратегии развития страны в 2017–2021 годы.
Инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важных функций, без которых невозможно развитие экономики. Они способствуют созданию новых рабочих мест, новых возможностей, получению новых знаний, внедрению современных технологических решений, определяющих пути развития. При наличии свободных средств желание их вложить в дело (производство или недвижимость) – есть первый шаг инвестирования. К примеру, в масштабах отдельно взятой семьи оплата контракта вуза или отправка на учёбу за границу – это тоже инвестиции в своих детей, в их образование.
Прямое инвестирование – это вложение средств преимущественно в уставной капитал предприятия. К примеру, местные компании могут участвовать собственными зданиями и сооружениями, а иностранный инвестор – технологической линией. Частные лица, делающие такие вложения, называются бизнес-ангелами, а фонды определяются как венчурные либо фонды прямых инвестиций. Портфельными инвестициями обозначают вложения средств в экономические активы. Они связаны с выкупом доли действующих предприятий, например, через акции или через другие механизмы. Через инвестиционные фонды финансируются крупные проекты, отраслевые программы. В программе финансирования могут участвовать банки, крупные отечественные или иностранные компании. Например, прямые инвестиции Абу-Дабийского фонда привлекаются для финансирования проектов в рамках реализации «Программы мероприятий по ускоренному развитию туристического потенциала города Самарканда и Самаркандской области на 2017–2019 годы», принятой по инициативе Президента нашей страны Ш. Мирзиёева. Фонд развития Абу-Даби (Abu Dhabi Fund for Development) основан в 1971 г. правительством Абу-Даби (ОАЭ) для помощи развивающимся странам через предоставление кредитов на финансирование проектов развития, а также путём долгосрочного инвестирования в проекты.
Крупнейшим фондом прямых инвестиций в республике является также Узбекско-Оманская инвестиционная компания, созданная в 2010 году. Учредители компании – Фонд реконструкции и развития Узбекистана и Государственный генеральный резервный фонд Султаната Оман. Недавно Узбекско-Оманская инвестиционная компания сообщила о намерении расширить в Узбекистане свой инвестиционный портфель.
Отметим, что реализуемые в последние годы реформы по либерализации экономики и её открытости внешнему миру создают для иностранных и национальных инвесторов новые, ранее не задействованные возможности для вложения капитала и создания новых предприятий, получению дополнительной прибыли. За очень короткое время наша страна смогла сделать скачок со 166-го на 76-е место в рейтинге Doing Business. В рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в 2018 году – в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» – были осуществлены ключевые меры для улучшения инвестиционного климата: отменены плановые проверки, не связанные с финансово-хозяйственной деятельностью субъектов малого и частного предпринимательства; отменены лицензии и разрешения на осуществление 42 видов деятельности, сокращены сроки рассмотрения выдачи лицензий и разрешений по 25 видам деятельности; внедрены рыночные механизмы реализации объектов государственной собственности и земельных участков субъектам предпринимательства через электронные торги, в т. ч. по нулевой стоимости.
И результаты таких мер не заставляют себя ждать. Сейчас многие инвесторы из различных стран мира проявляют небывалый интерес к Узбекистану. К примеру, за последние годы активность инвесторов из КНР в Узбекистане выросла в разы. На сегодняшний день в республике успешно работают уже около тысячи компаний с китайскими вложениями, включая ряд предприятий по производству обуви, текстиля, цемента, металлических конструкций и др. видов продукции. Главная цель такого сотрудничества – создавать совместные производства как основополагающий фактор развития.
Достижение поставленных целей невозможно без полноценного перехода Узбекистана на инновационную модель развития. Основной миссией ведомств, ответственных за инновационное развитие, является повышение экономического роста, конкурентоспособности страны на мировых рынках и увеличение интеллектуального вклада в экономику за счёт широкого внедрения инноваций и научных достижений. В рамках хокимията столицы эта работа направлена на сферы транспорта, образования и др. сектора, особо нуждающиеся в ускоренном развитии. Значимым результатом такой работы за последнее время стало соглашение с компанией Huawei о новшествах в транспортной системе, направленное на реализацию проекта «Безопасный город» на всей территории Республики Узбекистан, включая создание Единого диспетчерского центра 112, введение интеллектуальных карт и различных подсистем интеллектуального управления дорожно-транспортным движением, парковками, покрытие видеонаблюдением общественных мест и другие. Оптимизация движения с помощью «умных» светофоров, организация парковок и упорядочивание взимания штрафов за нарушение ПДД приведут к снижению издержек и пополнению бюджета. С нового года должна заработать автоматизированная система оплаты за проезд в общественном транспорте.