За годы независимости в республике проведена масштабная работа по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры, совершенствованию современной, разветвлённой сети автомобильных дорог. Это способствовало обеспечению её интеграции в мировую транспортную систему, повышению привлекательности и конкурентоспособности транзитных, а также эффективности международных и внутренних автомобильных перевозок.
Сеть автомобильных дорог Узбекистана составляет всего 184 тыс. км, из них 42695 км – автомобильные дороги общего пользования. Кроме того, имеются улицы: городские, районных центров, сельских населённых пунктов, а также автомобильные дороги внутрихозяйственного значения и инспекторские дороги разных предприятий.
Географическое положение нашей страны позволяет осуществлять транзитные перевозки грузов и пассажиров кратчайшим путём, практически по всем направлениям, в том числе и к морским портам.
Специально уполномоченным органом государственного управления автодорогами является Государственный комитет Республики Узбекистан по автомобильным дорогам, созданный Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления дорожным хозяйством» от 14 февраля 2017 года. Ранее эти функции выполняла Государственно-акционерная компания по строительству и эксплуатации автомобильных дорог (ГАК «Узавтойул»).
Основными задачами и направлениями деятельности комитета определены:
● проведение единой технической, инвестиционной и внешнеэкономической политики по развитию и совершенствованию сети автомобильных дорог;
● разработка и реализация стратегии развития автомобильных дорог;
● формирование международных транзитных автокоридоров;
● организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствующих кадров и другие задачи.
В 2017 году проведена целенаправленная работа по развитию современных автомобильных дорог, комплексной реконструкции и ремонту важнейших транзитных транспортных артерий. Необходимо подчеркнуть, что Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах предусмотрена реализация целевых программ по совершенствованию и модернизации дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной инфраструктур, обеспечивающих улучшение условий жизни населения.
Коренным образом изменены требования к качеству строительства и ремонта автомобильных дорог. В частности, выработан комплексный подход к решению вопросов финансирования, проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог, с учётом интересов пользователей в условиях современных транспортных потоков.
Значительный вклад в данную работу внёс Научно-исследовательский институт при Государственном комитете по автомобильным дорогам, основной задачей которого является разработка отраслевых правил и норм государственных стандартов, градостроительных норм и правил, технологических карт, а также внедрение современных технологий и разработка новых строительных материалов.
На основе проведённых исследований было разработано 10 государственных стандартов, касающихся автомобильных дорог и дорожных сооружений, свыше 120 отраслевых и 8 градостроительных норм и правил, а также внесены изменения и дополнения в действующие нормативные документы.
Для автодорожных строительных предприятий были разработаны 4 технологические карты.
После проведения лабораторных испытаний по применению в дорожной отрасли химических реагентов, таких как нитрат кальция, нитрат магния и карбамид были разработаны методические рекомендации по применению вышеуказанных реагентов при строительстве и содержании автомобильных дорог.
В Ташкентском институте по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог проводятся научные исследования с целью разработки инновационных технологий по развитию транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры. В частности, в течение 2016 года было выполнено 26 научно-исследовательских работ на общую сумму 86,74 млн сумов.
В институте создан Центр инновационных технологий и 15 инновационных групп. Целью создания данного центра является активизация инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава и привлечение молодых учёных и специалистов к научно-техническим разработкам и инновационной деятельности. Планом действий центра на 2017–2018 учебный год предусмотрено проведение ряда мероприятий по разработке инновационных технологий и привлечению инвестиций. Одно из таких мероприятий – контактный семинар на тему: «Актуальные вопросы инновационного сотрудничества, развития дорожно-транспортной инфраструктуры и инженерной коммуникации» – будет проведёно совместно с Комитетом по вопросам промышленности, строительства и торговли Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Совместно с Комитетом по вопросам бюджета и экономических реформ Олий Мажлиса Республики Узбекистан в апреле 2018 года будет проведена конференция на тему: «Актуальные вопросы привлечения инвестиций в инновации в сфере транспорта и дорожной инфраструктуры».
В институте функционирует Центр повышения квалификации и переподготовки, который является базовым учебным центром для сотрудников, работающих в сферах коммунальной, транспортной, капитального строительства и строительной промышленности. За 2016 год повысили квалификацию по специальности 1156 чел. и по информационным технологиям – более 360 человек.
Преподаватели и студенты активно сотрудничают с зарубежными специалистами, обмениваются накопленным опытом. В 2017 году 3 чел. проходили стажировку в Германии, Австрии, КНР, 2 студента бакалавриата и магистратуры обучаются в Японии и Германии.
В 2017–2018 учебном году в рамках программы «Истеъдод» запланировано прохождение стажировки 12 представителями института.
Ташкентский институт по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог стремится использовать возможности зарубежных университетов для развития образовательного и научного потенциала. Институт имеет около 25 договоров о сотрудничестве. Только в 2017 году заключены соглашения с Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ), Московским государственным университетом путей сообщения Императора Николая II, Сеульским университетом науки и технологий, университетом Кёнгнам и университетом Шинхан (Республика Корея), Казахской автомобильно-дорожной академией им. Л.Б. Гончарова, компанией «BROCE MANUFACTURING GO, INC» (США), University of L’Аguila (Италия).
Зарубежные специалисты логистических компаний, а также преподаватели университетов из Республики Корея, Японии, Германии, Швеции, Франции, США принимают участие в лекциях и презентациях.
Институт реализует ряд международных проектов в рамках ЕРАЗМУС+, среди них: разработка новых программ для магистратуры «Инженерное строительство автомобильных дорог и автомобилей», «Разработка магистерских программ по возобновляемым источникам энергии и устойчивости окружающей среды». В реализации каждого проекта участвуют по 5 университетов из стран Европы и Узбекистана.
Молодые учёные института активно участвуют в инновационных проектах и побеждают в конкурсах. Например, 3 ноября текущего года в большом зале Филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Ташкент прошёл республиканский интеллектуальный конкурс «Звёзды науки». В конкурсе участвовали 20 сотрудников Академии наук и высших учебных заведений Республики Узбекистан. Институт по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог представляла молодой соискатель, ассистент кафедры «Экономика и организация дорожного хозяйства» Мухитдинова Камола Алишеровна, занявшая 4 место в номинации «Обладатель самой лучшей инновационной идеи».
Молодой учёный, ассистент кафедры «Изыскание и проектирование автомобильных дорог» Худойкулов Рашид Мансурович принимал участие в Х ярмарке инвестиционных идей и технологий с проектом «Конструкции и расчётные классификации дорожного полотна с засолённым грунтом». По данному проекту с компанией «Альфа продукт групп» был составлен договор на выполнение научно-исследовательской работы на сумму 4,5 млн сумов.
Итак, работа по совершенствованию и модернизации дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной инфраструктур, осуществляемая в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах, уже даёт свои положительные результаты.
В частности, до конца года будет завершена реконструкция 260 км автомобильных дорог, входящих в состав Узбекской национальной автомагистрали. Работа проводится на уровне международных стандартов. Произведён капитальный ремонт 155,2 км автомобильных дорог общего пользования, осуществлён текущий ремонт дорожных покрытий более 2,35 тыс. км автомобильных дорог общего пользования.
В уходящем году введены в эксплуатацию 135 км автомобильной дороги A380 Гузар–Бухара–Нукус–Бейнеу, 30 км автомобильной дороги М39 Алматы–Бишкек–Ташкент–Термез, 15 км автомобильной дороги М37 Самарканд–Бухара–Туркменбаши. Сданы в эксплуатацию новые мосты на канале Аму-Бухара (автомобильная дорога A380 Гузар–Бухара–Нукус–Бейнеу) и на реке Зарафшан (автомобильная дорога М39 Алматы–Бишкек–Ташкент–Термез.
Проведена огромная работа по улучшению состоянии региональных автомобильных дорог, прежде всего, в сельской местности, повышению их эксплуатационных характеристик с опережающим развитием транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры, в тесной увязке с реализуемыми программами перспективного развития отраслей экономики и территорий страны. По состоянию на 1 ноября 2017 г. отремонтировано около 3 тыс. км региональных автомобильных дорог или на 1,5 тыс. км больше чем в 2016 году.
В целях дальнейшего укрепления материально-технической базы дорожных предприятий в текущем году приобретено более 215 ед. современной дорожно-строительной техники и 7 асфальтобетонных заводов.
Также уделяется внимание повышению архитектурно-художественного уровня автомобильных дорог. Для этих целей, за 2018–2020 годы вдоль автодорог планируется высадить свыше 1,6 млн деревьев и кустарников, а на городских улицах – 782 тыс., из них 103 тыс. в столице.
С целью обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах начата работа по установке новых современных дорожных знаков, информационных указателей и других технических средств.
Все проводимые работы находятся под наблюдением Государственной инспекции по контролю за качеством дорожно-строительных работ. Данное обстоятельство способствует существенному повышению качества ремонта автомобильных дорог и сокращению сроков его проведения.
Комилжон ШАМСУДДИНОВ,
руководитель пресс-службы