На современном этапе развития в обществе стало весьма популярным понятие «экономика знаний», упоминаемое как в научной, так и в общественно-политической литературе. Это обусловлено процессами трансформации общества и экономики, происходящими, в частности, в развитых государствах нашей планеты.
В чём же суть идеи экономики знаний? Теория подобного развития экономики предполагает, что именно человеческие знания, а не товар или производство, лежат в основе экономических процессов, происходящих в развитом обществе и именно знания являются движущей силой развития общества. Экономика знаний становится высшим этапом развития, не заменяя собой традиционную систему, но становясь её следующим логичным этапом. При развитии экономики знаний полноценными товарами в обществе являются именно знания, они становятся одним из факторов производства, и товар этот уникален.
Знания представляют собой продукты мыслительной деятельности. С помощью знаний человек познаёт явления окружающего мира. Они рождаются благодаря получаемой извне информации, однако, служа источником для умственно-мыслительной деятельности, информация в тоже время становится и формой хранения знаний.
В условиях глобализации и экологических вызовов важнейшим фактором является рост конкурентоспособности страны. Критерием её оценки, прежде всего, является уровень образованности граждан. Суть в том, что нации конкурируют не только товарами и услугами, но и системами общественных ценностей и системами образования, т.е. в современной экономике акцент делается не столько на материальные ценности, сколько на интеллектуальный потенциал. Способность нации поддерживать современную и эффективную систему образования, повышать интеллектуальный компонент рабочей силы путём обучения, становится критически важным для достижения конкурентоспособности. Особую роль здесь играют развитие человеческого капитала (накопленные знания, интеллект, инновации, профессионализм) и знание языков.
Экономика знаний – высший этап развития инновационной экономики и следующий этап развития экономики и общества передовых стран мира. Основным фактором смены типов экономик и обществ был и остаётся человеческий капитал. Развитые страны мира обладают основной долей мирового человеческого капитала. Причём большую часть инвестиций развитые страны осуществляют именно в этот вид капитала. Это даёт им решающее преимущество в технологическом и интеллектуальном развитии, а также опережающем росте качества жизни населения. Например, начиная с 1995 года, в Финляндии резко увеличилось финансирование науки, инноваций и образования. В последние годы расходы на НИОКР достигли 3,5% от ВВП и составили 5 млрд евро, а расходы на образование ещё больше – 4,9% от ВВП или 7,4 млрд евро. В результате Финляндия занимает первое место по индексу конкурентоспособности. В качестве классических слагаемых финского успеха можно отметить высокий уровень образования, конкурсный принцип распределения средств на науку и развитую инновационную инфраструктуру.
Наука и образование – ключевые факторы конкурентоспособности. Само понятие образование трансформируется и расширяется. Всё в большей степени образование перестаёт отождествляться с формальным школьным и даже вузовским образованием. Происходит переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Последняя предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию.
Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой, а образовательная деятельность становится важнейшим компонентом его экономического развития, фактором преодоления отсталости. В Узбекистане ежегодные затраты на развитие и реформирование образования составляют 10–12% от ВВП, а их доля в расходах Государственного бюджета превышает 35%, что само по себе является подтверждением огромного внимания, уделяемого данной сфере.
Ускорение исторического процесса всегда открывает перед государствами новые безграничные возможности, и мы должны гордиться тем, что наша страна воспользовалась ими сполна. За 25 лет мы осуществили модернизацию всех сфер жизни общества в довольно высоком темпе. Сделали то, на что многим другим странам потребовалось 100, а то и 150 лет. Но, нам предстоит сделать ещё многое. Иными словами, необходимо превратить Узбекистан в динамично развивающуюся страну, обладающую стабильной рыночной экономикой с высокой долей инновационного и интеллектуального вклада в производство, современной и конкурентной на глобальном рынке промышленностью, а также благоприятным инвестиционным и деловым климатом.
Достижение поставленных целей невозможно без перехода Узбекистана к инновационному развитию, что обуславливает необходимость создания в стране эффективной системы государственной поддержки инновационной деятельности и стимулирования внедрения инновационных идей, разработок и технологий в государственное управление, приоритетные отрасли экономики и социальную сферу.
В современной экономике значительно выросла роль инноваций. Без них практически невозможно производство конкурентоспособной продукции с высокой степенью наукоёмкости и новизны.
В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, снижению себестоимости продукции, притоку инвестиций, повышению имиджа производителя новых продуктов, открытию и захвату новых рынков, в том числе внешних. Конкурентоспособные технологии, являющиеся стержнем инновационной экономики, сами по себе не появляются. Это долгий процесс, трудно вынашиваемый плод научных исследований, сложных и затратных экспериментов и, наконец, идейного озарения учёных.
В целях коренного совершенствования институциональных и организационно-правовых основ поддержки инновационной деятельности, стимулирования внедрения инновационных идей, разработок, технологий и научных достижений 29 ноября 2017 года был принят Указ Президента «Об образовании Министерства инновационного развития Республики Узбекистан».
Указом определены основные направления инновационного развития страны, включая создание системы стратегического планирования, внедрение инновационных форм государственного управления, формирование современной инфраструктуры развития науки и инновационной деятельности, широкое привлечение инвестиций, совершенствование правовой базы, поддержку и стимулирование научно-исследовательской и инновационной деятельности, активное внедрение передовых технологий в социальную и экономическую сферы.
Министерство инновационного развития Республики Узбекистан будет выступать единым заказчиком государственных научно-технических программ и проектов, координировать работу органов государственного управления, научно-исследовательских, информационно-аналитических учреждений и иных организаций по внедрению инновационных идей, разработок и технологий.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев также подписал Постановление «О мерах по дальнейшему укреплению инфраструктуры научно-исследовательских учреждений и развитию инновационной деятельности», в котором Программой комплексных мер на 2017–2021 годы предусмотрено укрепление инфраструктуры научно-исследовательских учреждений и развитие инновационной деятельности, реализация более 40 мероприятий, направленных на развитие науки и инновационной деятельности.
В рамках осуществления этих мероприятий в научно-исследовательских учреждениях запланировано:
● более чем в 30 – проведение ремонтно-восстановительных работ;
● в 40 – оснащение современными научными лабораториями, приборами и оборудованием.
При этом отдельно предусмотрены затраты на обеспечение научных лабораторий расходными материалами и реактивами.
В общей сложности в 2018–2021 годах на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений научно-исследовательских учреждений предусмотрено выделить более 116 млрд сум., а на оснащение оборудованием и обеспечение необходимыми комплектующими, расходными материалами и реактивами – свыше 32,2 млн долларов.
Для вовлечения молодёжи в научно-исследовательскую деятельность предусмотрено внедрение порядка выделения целевых квот для обучения в докторантуре, а также повышение академической мобильности научных кадров и усиление механизмов поддержки их научных достижений.
Также осуществляются меры по дальнейшему углублению интеграции научной деятельности и образовательного процесса, активному вовлечению научных работников и специалистов научно-исследовательских учреждений в учебный процесс вузов, внедрению порядка предварительной защиты магистерских диссертаций в учреждениях прохождения практики.
Ещё один важный блок практических мер направлен на повышение уровня исследований, проводимых научными учреждениями республики, расширение доступа к мировым базам научной информации. В целях эффективного использования научного потенциала как имеющихся, так и вновь создаваемых научных лабораторий научно-исследовательских учреждений предусмотрено внедрение механизма коллективного пользования научным и лабораторным оборудованием как научно-исследовательскими, так и высшими образовательными учреждениями.
Результаты проводимых государством в данном направлении мер можно рассмотреть на примере Центра инновационных технологий и экологических новаций Ташкентского автомобильно-дорожного института (ЦИТАДИ). Здесь особо уделяется внимание реализации мероприятий по усилению инновационной активности учёных, специалистов и студенческой молодёжи с целью координации инновационной деятельности в сфере дорожно-транспортного комплекса.
В настоящее время в составе ЦИТАДИ действуют более 20 инновационных групп, где активно работают около 100 докторов и кандидатов наук. Также при центре функционирует сектор «Молодёжь и инновационные технологии», разработана комплексная программа участия одарённой молодёжи в инновационной деятельности. Регулярно проводятся конкурсы и фестивали, молодые таланты представляют свои разработки на региональных и международных конференциях, посвящённых проблемам экологии, транспорта и инженерных коммуникаций. Более десятка одарённых студентов стали обладателями именных государственных стипендий, один магистрант удостоен Президентской стипендии.
При поддержке Кабинета Министров Республики Узбекистан значительно усилилось инновационное сотрудничество ТАДИ с АК «Узавтойул», Республиканским дорожным фондом при Министерстве финансов Республики Узбекистан, Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта, АК «Тошшахартрансхизмат» и другими организациями. В настоящее время подготовлено более 30 инновационных проектов в области дорожного строительства, логистики и развития транспортной инфраструктуры на общую сумму более 1,5 млрд сумов.
Таким образом, для обеспечения конкурентоспособности Узбекистана необходимо:
● ускорить мобилизацию научно-технического потенциала;
● сосредоточить ресурсы на выбранных приоритетных направлениях развития науки;
● создать условия для активного внедрения научных достижений в производство, развития системы стартапов, бизнес-инкубаторов и технопарков;
● развивать систему технического образования и современных технических специальностей и т.д.
Сегодня мир переживает период глобализации – эпоху всестороннего объединения человечества в общем пространстве информации и коммуникаций, превращения всей планеты в единый экономический рынок. В этих условиях необходимо быстро адаптироваться к требованиям времени, жёсткой конкуренции и экологическим вызовам. А для этого непрестанно совершенствовать человеческий капитал через образование, инновации и экономику основанную на знаниях.
Юсуф ШАДИМЕТОВ,
д.ф.н., профессор, руководитель Центра инновационных технологий
и экологических новаций ТАДИ,
Саъдулла КАЛАУОВ,
к.т.н., доцент, заведующий кафедрой
«Электротехника и электромеханика» ТАДИ