Эффект пандемии: как карантин раскрыл потенциал e-commerce в Узбекистане

Spot рассказывает истории нескольких компаний, которые сумели не растеряться в новых условиях.

Карантин нанес серьезный удар по многим отраслям торговли, в том числе в Узбекистане — с начала апреля по середину июня в Ташкенте прекратили работу 66 продовольственных и непродовольственных магазинов, заведений общественного питания.

Но даже в такие времена некоторые индустрии остались в выигрыше. Например, рынок электронной коммерции, который укрепил свои позиции. Spot рассказывает истории нескольких компаний, которые сумели не растеряться в новых условиях.

Спасение в сети

По словам директора по развитию сервиса для поиска лекарств ArzonApteka Нигоры Акиловой, сейчас у них около 700 тыс. B2C-пользователей, 200 тыс. из которых присоединились за последние шесть месяцев.

Органический прирост количества пользователей идет с динамикой около 15% ежемесячно. Растет и количество подключенных аптек — их сейчас 500.

«В день получаем около 70 тыс. запросов через приложение и бота», — говорит Нигора Акилова.

Проект, в который инвестировано более $2 млн, пока не окупился и сейчас находится на этапе привлечения инвестора со стороны. Это будет раунд А, который зачастую начинается с $500 тыс.

«Спада торговли во время ослабления ограничительных мер мы не заметили, наоборот, идет постоянный рост — если в первый карантин люди просто засели в домах, закупив продукты, то во второй начали массово скупать лекарственные препараты», — поделилась Акилова.

Креатив жив

В такие времена многие предприниматели, как правило, урезают траты на маркетинг. С другой стороны, руководители компаний понимают, что без рекламы бизнес совсем пропадет «с радаров».

Так, по словам генерального менеджера международного коммуникационного агентства FCBartgroup Uzbekistan Шахруха Низамутдинова, из-за кризиса потенциальный заработок обрушился на 30−40%, но спрос на услуги компании сейчас начал активно расти — бренды ищут пути роста в условиях новой реальности. Правда, пока все эти запросы не конвертировались в финансовую выгоду.

Он отметил, что работа на «удаленке» оказалась вызовом для всего креативного бизнеса, потому что рождение идеи зачастую представляет собой хаотичный процесс, который требует большого количества взаимодействий между участниками.

От луковицы до золота

На фоне пандемии «Яндекс.Такси» в апреле запустил в Узбекистане доставку. По словам исполнительного директора компании по развитию рынков Центральной Азии Тамирлана Шапиева, услуга пользуется большим спросом.

В периоды смягчения ограничений компания видит некоторый спад, но он небольшой — люди продолжают активно пользоваться сервисом.

Чаще всего заказывают доставку готовый еды, одежды, электроники, цветов, ключей и документов. Периодически встречаются стройматериалы, автозапчасти и косметика. Бывают и необычные посылки — одна луковица, обручальное кольцо, волосы для парика и даже туалетная бумага.

«Мы выросли почти в три раза»

Как ранее писал Spot, карантин сильно ударил по ресторанам, поэтому многие из них попытались продержаться на плаву за счет доставки. По словам Акмаля Пайзиева, основателя Express 24, показатели возросли вдвое-втрое.

«После 15 марта мы выросли в 2,5 раза. Если до пандемии число пользователей варьировалось около 4−5 тыс., то сейчас эта цифра выросла до 11 тыс.», — отметил он. Сегодня компания обрабатывает 3300 заказов в день.

Онлайн-примерка

По словам начальника отдела маркетинга сети обувных магазинов FLO Султанбека Захидова, во время пандемии в компании поняли, что необходимо срочно разрабатывать новые механизмы.

«Мы заключили договор с Express 24 и стали вендором. Наши сотрудники в магазинах превратились в живой механизм по фотографированию, логистике, анализу, рекламированию, выкладке и обработке товара. С середины апреля по май мы получали по 3−4 заказа в день», — поделился он.

За первую неделю мая продажи, благодаря активной рекламе практически на всех медиа-площадках, выросли на 17% . Вторая неделя принесла прирост уже в 42%.

«Ближе к концу мая меры по карантину ослабли, и мы смогли вернуться практически к прежнему ритму торговли. После введения второго карантина в июле, мы были уже готовы действовать быстро и открыли для каждого филиала свой Telegram-канал с собственным ассортиментом. Первая неделя — практически нулевой доход. Вторая неделя — резкий скачок продаж в самаркандских и бухарских филиалах. Третья неделя — доходы у ташкентских филиалов возросли на 40,7%, а у областных на 24,4%», — говорит Султанбек Захидов.

Представители этих и других компаний отмечают, что пандемия положительно сказалась на электронной коммерции хотя бы потому, что множество людей в Узбекистане впервые попробовали онлайн-сервисы.

Не факт, что они останутся постоянными пользователями, но первое касание уже сделано. Это позволяет надеяться, что в будущем эти люди еще не раз воспользуются онлайн-услугами, но уже в вполне обычных условиях.

Источник: Spot.uz

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    chekIn г. Ташкент, ул. Ислама Каримова, 55.

    mailSmall info@evu.uz

    phone+99871 239-11-25, +99897 773-22-91.

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.