Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард 17 мая в рамках своего первого визита в Ташкент выступила в Центральном банке с докладом «Реформы в Узбекистане: новая формула инклюзивного роста и сотрудничества».
За последние несколько десятилетий Узбекистан стал одной из самых изолированных стран мира и не смог создать динамичный частный сектор с хорошими рабочими местами для своего быстро растущего населения трудоспособного возраста, сказала глава МВФ.
Сейчас, по ее мнению, Узбекистан вновь стремится стать местом интеграции и инноваций, а реформы за последние два года привлекли всеобщее внимание. «Теперь у вас есть шанс развить этот успех и встать на путь, который обеспечит инклюзивный рост по всей стране», — подчеркнула она.
Кристин Лагард обозначила три ключевые переменные формулы инклюзивного роста Узбекистана, которые она видит исходя из реформ в стране: повышение качества инвестиций, поддержание экономической и финансовой стабильности и борьба с коррупцией.
Повышение качества инвестиций
Первая переменная — это улучшение качества инвестиций и их использование там, где они действительно могут помочь, заявила Кристин Лагард.
Она отметила, что до начала реформ подавляющее большинство ресурсов страны было инвестировано в государственные предприятия, которые не поспевали за демографическими изменениями в Узбекистане.
За последние три десятилетия количество населения трудоспособного возраста выросло. Сегодня половина населения моложе 30 лет, более 600 тысяч человек ежегодно вливаются в ряды рабочей силы. При этом число рабочих мест в формальном секторе едва увеличилось за последние несколько лет. Вероятность безработицы гораздо выше среди тех, кому не хватает необходимого образования и навыков, особенно молодежи и женщин, заметила директор-распорядитель МВФ.
По ее мнению, решение проблемы частично лежит в реформах в сфере образования и рынка труда, которые устранят разрыв в уровнях квалификации кадров. Она добавила, что правительство работает в этом направлении, создавая центры профессиональной подготовки, оказывая дополнительную поддержку семьям для ухода за детьми и дошкольного образования, выделяя микрокредиты для женщин-предпринимателей.
Эти реформы, подчеркнула Кристин Лагард, позволят создать резерв более квалифицированной рабочей силы и улучшить общую производительность компаний. Изменения, в свою очередь, принесут в страну столь необходимые прямые иностранные инвестиции.
«Либерализация цен — важнейший элемент, чтобы привлечь более качественные инвестиции. Правительство это хорошо понимает», — сказала глава МВФ.
Она отметила, что власти уже «отпустили» цены на хлеб, отменили субсидии, компенсируя последствия для уязвимых семей, привели цены на энергоносители в большее соответствие с затратами на производство. «В долгосрочной перспективе эти реформы приведут к более высокому росту, повышению заработной платы и повышению уровня жизни», — резюмировала Кристин Лагард.
Экономическая и финансовая стабильность
Высокая инфляция остается постоянной угрозой экономическому «здоровью» Узбекистана. До реформ в стране наблюдался высокий уровень инфляции, который не всегда отражался в официальных данных. Сейчас самая крупная банкнота Узбекистана — 100 тысяч сумов, тогда как всего несколько лет назад это была купюра в 5000 сумов, отметила глава МВФ. По ее мнению, благодаря реформам сейчас есть шанс взять под контроль инфляцию и добиться большей стабильности цен.
В 2018 году экономика Узбекистана пережила кредитный бум, при этом рост кредитования достиг 50%. Часть кредитов была направлена на финансирование необходимых инвестиционных проектов в сфере образования и инфраструктуры. «Однако если этот кредитный бум продолжится, особенно там, где он стимулирует непродуктивные инвестиции, это может привести к спаду», — заявила Кристин Лагард.
Она также затронула тему реформы банковского сектора, отметив, что банковская система выиграет от приватизации. Сейчас доля государства в этом секторе составляет более 85%.
«Центральный банк признает серьезность проблемы. Он уже предпринял конкретные действия, чтобы сдержать риски, включая переоценку предоставления кредитов для домашних хозяйств и совершенствование инструментов вмешательства. Следующим шагом будет разработка новой стратегии реструктуризации банковской системы», — сказала глава МВФ.
Укрепление антикоррупционных усилий
«Прогресс в сфере образования, инфраструктуры, бюджетной и финансовой политики возможен только тогда, когда люди доверяют своему правительству», — продолжила Кристин Лагард.
Когда коррупция становится институционализированной, она «отравляет» возможность страны привлекать инвесторов и создавать рабочие места, подчеркнула она, добавив, что коррупция является коренной причиной несправедливости, которую ощущают люди в повседневной жизни.
Глава МВФ оценила усилия, которые предпринимает правительство Узбекистана в этом направлении: закон о противодействии коррупции, модернизация системы закупок, повышение эффективности работы судов.
«Либерализация валютного рынка стала еще одним очень эффективным шагом для сокращения коррупции. Фактически, в недавнем опросе (Всемирного банка „Слушая граждан Узбекистана“ — ред.) изменения обменного курса были названы единственной самой популярной реформой в стране», — сказала она.
Публикацию «Бюджета для граждан» в 2018 году глава МВФ назвала важной вехой, как и усилия по сокращению бюрократизма и более эффективному и беспристрастному сбору налоговых поступлений.
Другим важным фактором в формуле Кристин Лагард считает потенциал Узбекистана в ускорении роста во всем регионе.
«Успех Центральной Азии и успех Узбекистана тесно взаимосвязаны, — отметила она. — Это вполне естественно, поскольку Узбекистан является самым густонаселенным государством в регионе и единственной страной, которая граничит с каждой из четырех других стран Центральной Азии».
По мнению главы МВФ, улучшение связей с соседями также поможет процветанию отдаленных регионов Узбекистана. Ранее слаборазвитые районы могут стать новыми региональными экономическими центрами, что облегчит трансграничную торговлю.
Сейчас число работающих женщин в Узбекистане составляет чуть более 50%, что соответствует среднему показателю в других странах Центральной Азии. Но между мужчинами и женщинами сохраняются большие разрывы в сферах здравоохранения, образования и трудоустройства. Новые региональные связи дают Узбекистану уникальную возможность решить эту проблему, считает Кристин Лагард.
«Наше новое исследование по инклюзивному росту в Центральной Азии показывает, что, если бы эта страна могла соответствовать уровню гендерного равенства в европейских странах с формирующейся экономикой, это значительно повысило бы ее ВВП. Не менее важно, что это поставит перед целым регионом задачу устранения экономических и правовых барьеров, с которыми сталкиваются женщины», — резюмировала она.
Источник: «Газета.uz»