В декабре 2019 года, еще до пандемии коронавируса и обвала цен на нефть, Центральный банк опубликовал прогноз экономической ситуации в Узбекистане на 2020 год.
Регулятор тогда ожидал рост экономики на уровне 5,2−5,5%, экспорта товаров и услуг — на 10%. Инфляция прогнозировалась в пределах 12−13,5%, снижение темпов роста кредитования — до 25% и так далее.
1 мая ЦБ опубликовал обзор денежно-кредитной политики за I квартал, который содержит обновленный прогноз на 2020 год.
Регулятор отмечает, что в этом году экономики стран — основных торговых партнеров Узбекистана, и мировая экономика в целом, переживают очень сложные времена.
Начиная со второй половины марта в стране наблюдается снижение экономической активности, падение внутреннего и внешнего спроса.
Исходя из этого, рост экономики ожидается не на уровне 5,2−5,5%, а 1,5−2,5%. Расходы на конечное потребление не вырастут на 2,8%, а снизятся на 1,4%.
Трансграничные переводы, которые, как ожидалось, вырастут на 10%, сократятся на 30−35%. Валовое накопление основного капитала вырастет не на 10%, а на 6,4%.
При этом ЦБ считает, что прирост остатка кредитов составит 18−22% вместо 20−25%, а годовая инфляция окажется ниже — 11−12,5% вместо 12−13,5%.
Наиболее значительное замедление роста прогнозируется в отраслях туризма, гостиничного бизнеса, международных перевозок, развлечений, спорта, эксклюзивных услуг и других.
Вместе с тем, рост цен на золото и увеличение объемов экспорта плодоовощной продукции окажут положительное влияние на доходы государственного бюджета и субъектов предпринимательства, и в определённой степени сгладят эффекты сокращения налоговых поступлений
На протяжении всего года ожидается расширение отрицательного разрыва выпуска до -2,5%, то есть, более медленный рост фактического выпуска по сравнению с потенциальным. Отрицательный разрыв выпуска будет сохраняться и в 2021 году:
Понижение экономической активности в странах — основных торговых партнерах негативно скажется на объёмах валютных потоков в Узбекистан.
По расчетам Центрального банка, негативное влияние внешних экономических условий на сокращение денежных переводов в полной мере начнет проявляться со II квартала 2020 года, и их объемы будут ниже прошлогодних показателей до конца текущего года:
Сокращение объемов экспорта оценивается в пределах 11−12% по сравнению с 2019 годом.
Падение экспорта, в основном, ожидается в секторе энергоносителей, цветных металлов и продукции из них, а также в сфере туристических услуг.
При этом рост цен на золото в определенной степени будет оказывать компенсирующий эффект. Станет меньше и импорта — до 10%.
В основном, ожидается сокращение импорта машин и оборудования, строительных материалов, черных металлов и продукции из них и услуг.
В результате, согласно оценкам, дефицит счета текущих операций платежного баланса в 2020 году увеличится с 7,2% к ВВП до 9,5−9,8% к ВВП.
Все это в значительной степени повлияет на бюджетные поступления и, соответственно, на общий фискальный баланс. К концу 2020 года ожидается увеличение дефицита общего фискального баланса до 3,5−4,5% к ВВП.
Нулевые ставки таможенных пошлин и акцизного налога на импорт ряда основных потребительских товаров и сырья для них, установление до 31 декабря 2020 года, предотвратят резкий рост цен на товары, пользующиеся высоким спросом в период карантина.
В результате приостановки следующего этапа повышения цен на энергоносители в рамках реформ по либерализации цен в этом году, этот фактор не окажет повышательного влияния на инфляцию.
Динамика роста цен на определенные продукты питания и потребительские товары первой необходимости в условиях карантина носит временный характер.
Эти и другие факторы снижения инфляции помогут смягчить негативное влияние девальвации национальной валюты на внутренние цены.
Источник: Spot.uz