Венгерское государство, являясь членом Европейского Союза и в то же время находясь в статусе страны-наблюдателя в Организации тюркских государств, являет собой яркий пример моста между Европой и Востоком. Стране пришлось пройти нелёгкий путь переосмысления своих позиций на мировой арене, чтобы повернуться лицом к Востоку и принять на себя миссию объединения.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Венгрии в Узбекистане, господин Йожеф РОЖА, в своей беседе с Главным редактором журнала рассказал о приоритетах и задачах венгерской дипломатии, о роли своей страны в ОТГ.
– Дипломатические отношения между Узбекистаном и Венгрией были установлены в 1992 году. Господин Посол, какие ключевые этапы развития этих отношений Вы бы выделили, и как бы охарактеризовали нынешний уровень сотрудничества, особенно в свете визитов на высшем уровне в последние годы?
– В девяностые и двухтысячные годы Венгрия и Узбекистан имели разные геополитические приоритеты. Наша страна развивала отношения с Западной Европой, стала членом Евросоюза, а внешняя политика Узбекистана фокусировалась на регион Центральной Азии и страны СНГ. Смена внешнеполитической парадигмы Венгрии произошла в результате финансового и экономического кризиса 2008-2009 годов. Политической элите Венгрии стало очевидно, что возникла острая необходимость в географическом расширении политических и экономических отношений. В результате в 2012 г. Венгрия выбрала путь открытости Востоку. C тех пор наша страна выступает против идеи разделения мира на блоки, осуществляет максимально открытую и прагматичную внешнюю политику и становится точкой встречи Востока и Запада в Европе. Успехи политики открытости Востоку подтверждаются крепкими связями со странами Азии. Венгерско-узбекские отношения стали стремительно развиваться после избрания Шавката Мирзиёева на пост Президента Узбекистана, поскольку под его руководством Узбекистан начал проводить открытую и прагматичную внешнюю политику. Как первый шаг, в 2016 г. открылось посольство Венгрии в Ташкенте. Затем была подписана Декларация о стратегическом партнёрстве в 2021 г., и с тех пор лидеры наших стран регулярно проводят встречи и ведётся активная совместная работа в ОТГ и других международных организациях. Констатирую, что в нынешнее время между нашими странами присутствует крепкое политическое доверие. Венгерские дипломаты в Узбекистане усердно работают над укреплением отношений и, я уверен, что с момента открытия посольства Узбекистана в Будапеште в 2023 г. узбекские дипломаты делают то же самое.
– В 2023 г. наблюдался значительный скачок в сотрудничестве между Узбекистаном и Венгрией, включая открытие посольства Узбекистана в Будапеште, выход OTP Bank на узбекский рынок и создание совместного Инвестиционного фонда. Какие из этих инициатив Вы считаете наиболее значимыми для долгосрочного развития двусторонних отношений, и какие ещё сферы сотрудничества Вы видите наиболее перспективными?
– На мой взгляд, каждое из данных событий прекрасно иллюстрирует партнёрство наших стран. По моему мнению, наиболее перспективными cферами сотрудничества являются сельское и водное хозяйство, пищевая промышленность и животноводство, фармацевтика и машиностроение. В данных областях уже реализуются первые инициативы с передовым опытом венгерских компаний. Ярким примером служит создание птицеводческого кластера в Сырдарьинской области с участием венгерского и узбекского капиталов. На площади 130 га построят 8 птицефабрик, инкубатор, птицебойню, перерабатывающий цех, комбикормовый завод и другие объекты. Кроме того, большой интерес у венгерских компаний вызывают перспективы выстраивания эффективных цепочек промышленной кооперации с выходом на рынки СНГ благодаря статусу бенефициара GSP+, полученного Узбекистаном. Я также хочу отметить, что правительство Узбекистана выделяет специальную экономическую зону для развития венгерского бизнеса.
– Как Вы оцениваете потенциал сотрудничества между Узбекистаном и Венгрией в сфере образования и науки, учитывая опыт Венгрии в сфере высшего образования и научно-исследовательской деятельности? Какие конкретные программы или проекты в этой области Вы рассматриваете как приоритетные?
– Потенциал просто огромный и хочу отметить, что стороны в настоящее время активно работают над усилением сотрудничества. Венгрия имеет богатый опыт в цифровизации государственного управления, и наши специалисты с удовольствием делятся опытом с узбекскими партнёрами. В феврале т. г. Национальный университет государственной службы Венгрии проводил курсы повышения квалификации для должностных лиц местных органов власти Узбекистана в данном направлении. Кроме того, многообещающим вектором является фармацевтическое образование: в 2023 г. Университет Семмельвайса подписал Соглашение о сотрудничестве с Ташкентским фармацевтическим институтом. Я также хочу отметить, что в рамках программы Stipendium Hungaricum правительство Венгрии ежегодно предоставляет гражданам Узбекистана образовательные гранты в количестве до 170 мест для обучения в венгерских вузах, и я уверен, что выпускники будут играть значимую роль в дальнейшем развитии двусторонних отношений. Что касается научного-исследовательского сотрудничества – венгерский опыт однозначно находит своё применение в Узбекистане, и мы очень рады этому партнёрству. В Джизаке будет создан первый инновационный технопарк Узбекистана с участием Университета Обуды, направлениями работы которого cтанут IT, кибербезопасность, программирование, промышленная робототехника, точное земледелие и «умное» строительство. Кроме того, налаживается сотрудничество между Национальным институтом онкологии Венгрии и Министерством здравоохранения Узбекистана, Республиканским онкологическим центром и другими специализированными медицинскими учреждениями. В качестве перспективных направлений партнёрства обозначены организация краткосрочных стажировок для узбекских онкологов в Венгрии, а также проведение двусторонних научно-практических семинаров и конференций в области онкологии.
– Венгрия, будучи членом Европейского Союза, занимает уникальную позицию, являясь мостом между Европой и Азией. Какие стратегические интересы Венгрии лежат в основе её участия в Организации тюркских государств, и как это способствует достижению внешнеполитических целей Венгрии?
Добавить комментарий