Формирование новых рынков

Сектор финансовых технологий на постсоветском пространстве

4/2018

     Финансовые технологии, которые можно понимать как синергию между финансовой деятельностью и информационными технологиями являются одной из основных в мире тенденций развития финансовой сферы. Постсоветское пространство не стало исключением, однако функционирование финансовых технологий (финтеха) на нём пока подробно описано не было. В предлагаемой статье мы выполним краткий обзор состояния финтеха на примере России, Беларуси, Украины, Эстонии и Узбекистана.
     Состояние российской финансово-технологической отрасли отличается высокой степенью противоречивости. И главным препятствием на пути её развития является фактическое отсутствие специальных законов, которые бы регламентировали деятельность финансово-технологических компаний. С одной стороны, теоретически это обеспечивает большой простор для финтех-деятельности по принципу «что не запрещено, то разрешено». С другой стороны, из-за неясности правил взаимодействия провайдеров финтех-услуг со своими стейкхолдерами уровень защиты интересов каж­дой из сторон весьма низок, порождая проблему регулирования деятельности финтех-рынка.
     Попытки разработки нормативно-правовой базы для финтеха делаются, однако в целом вектор законодательного регулирования можно охарактеризовать как недружелюбный по отношению к финтеху. Рекомендуемые нормативные требования (например, о минимальном собственном капитале краудфандинговых компаний или об ограничении доступа к приобретению токенов при проведении ICO) необоснованно жёсткие и могут лишить финтех-инструменты того потенциала, который они несут для бизнеса. Здесь, однако, необходимо оговориться, что Россия не одинока в своем желании ужесточить требования к финтех-деятельности. Например, в США со стороны регулятора рынка ценных бумаг фактически прозвучали рекомендации приравнять ICO к IPO и ввести соответствующие требования к его проведению. В КНР был введён прямой запрет на ICO (правда, по официальному сообщению китайских властей этот запрет носит временный характер и будет оставаться в силе только до разработки законодательного регулирования ICO). Более того, даже ведущие интернет-компании, такие как Facebook и Google, запретили размещение информации о проведении ICO. Таким образом, направленные на регулирование финтеха законодательные меры можно рассматривать как с точки зрения их потенциала для повышения прозрачности функционирования финтех-отрасли, так и с точки зрения ужесточения формальных требований в целях простоты регулирования и контроля. К сожалению, есть риск того, что в России регулирование пойдёт по второму пути.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.