Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Финансовые технологии, которые можно понимать как синергию между финансовой деятельностью и информационными технологиями являются одной из основных в мире тенденций развития финансовой сферы. Постсоветское пространство не стало исключением, однако функционирование финансовых технологий (финтеха) на нём пока подробно описано не было. В предлагаемой статье мы выполним краткий обзор состояния финтеха на примере России, Беларуси, Украины, Эстонии и Узбекистана.
Состояние российской финансово-технологической отрасли отличается высокой степенью противоречивости. И главным препятствием на пути её развития является фактическое отсутствие специальных законов, которые бы регламентировали деятельность финансово-технологических компаний. С одной стороны, теоретически это обеспечивает большой простор для финтех-деятельности по принципу «что не запрещено, то разрешено». С другой стороны, из-за неясности правил взаимодействия провайдеров финтех-услуг со своими стейкхолдерами уровень защиты интересов каждой из сторон весьма низок, порождая проблему регулирования деятельности финтех-рынка.
Попытки разработки нормативно-правовой базы для финтеха делаются, однако в целом вектор законодательного регулирования можно охарактеризовать как недружелюбный по отношению к финтеху. Рекомендуемые нормативные требования (например, о минимальном собственном капитале краудфандинговых компаний или об ограничении доступа к приобретению токенов при проведении ICO) необоснованно жёсткие и могут лишить финтех-инструменты того потенциала, который они несут для бизнеса. Здесь, однако, необходимо оговориться, что Россия не одинока в своем желании ужесточить требования к финтех-деятельности. Например, в США со стороны регулятора рынка ценных бумаг фактически прозвучали рекомендации приравнять ICO к IPO и ввести соответствующие требования к его проведению. В КНР был введён прямой запрет на ICO (правда, по официальному сообщению китайских властей этот запрет носит временный характер и будет оставаться в силе только до разработки законодательного регулирования ICO). Более того, даже ведущие интернет-компании, такие как Facebook и Google, запретили размещение информации о проведении ICO. Таким образом, направленные на регулирование финтеха законодательные меры можно рассматривать как с точки зрения их потенциала для повышения прозрачности функционирования финтех-отрасли, так и с точки зрения ужесточения формальных требований в целях простоты регулирования и контроля. К сожалению, есть риск того, что в России регулирование пойдёт по второму пути.