Развитие цифровых технологий

Новый цифровой Узбекистан: цели, задачи, перспективы

3-2021

     Как неоднократно отмечал в своих выступлениях Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев, одной из приоритетных задач последовательного социально-экономического развития Узбекистана является широкое внедрение ИКТ и цифровых технологий. Именно цифровые технологии – тот эффективный инструмент, который способен обеспечить качественное реформирование отраслей экономики и сфер общественной жизни.
     Одно из центральных мест в январском Послании Президента Ш. Мирзиёева парламенту и народу Узбекистана в 2020 г. было уделено вопросам цифрового развития. Символично и то, что 2020-й год в Узбекистане был объявлен Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики. Именно в этот период были приняты основополагающие документы, заложившие нормативно-правовой фундамент дальнейших цифровых реформ.
     28 апреля 2020 г. было принято Постановление Президента Узбекистана «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и элект­ронного правительства» за № ПП-4699. В данном документе очерчен круг актуальных вопросов, связанных с широким внедрением цифровых технологий в работу отечественных предприятий и государственных служб, подготовкой IT-специалистов, комплексной поддержкой IT-предпринимательства и многие другие.
     Логическим продолжением этих работ стал Указ Президента Респуб­лики Узбекистан «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» и мерах по её эффективной реализации» от 5 октября 2020 года. В масштабный программный до­кумент включены «дорожные карты» по цифровой трансформации прио­ритетных экономических отраслей и регионов.
     В числе важнейших документов также можно отметить Постановление Главы государства «О мерах по широкому внедрению цифровых технологий в городе Ташкенте» от 17 марта 2020 года. Утверждённая постановлением Концепция развития и комплексная программа «Цифровой Ташкент» направлены на комплексное цифровое развитие столицы Узбекистана.
     Следует отметить, что в последние два года, даже в условиях пандемии COVID-19, в стране проводились масштабные цифровые реформы. И, что немаловажно, именно сегодня, в такой сложный для страны и всего человечества этап, была наглядно доказана важность мер по широкому внедрению цифровых технологий в сферу государственного управления, госуслуг, торговли.
 
Прочный инфраструктурный фундамент
 
     Непременным условием цифрового развития является создание современной телекоммуникационной базы. В этой связи в республике за последние пять лет была проделана масштабная работа по модернизации и расширению сетей связи.
     Так, если в 2016 г. в целом по рес­публике было проложено 22,2 тыс. км оптовоколонных кабелей, то уже к концу 2020 г. этот показатель возрос до 68,6 тыс. километров. В т. г. запланировано проложить ещё 50 тыс. км оптовоколонных линий и тем самым довести их общую протяжённость до 118,6 тыс. километров.
     Растёт доступность к высокоскоростной интернет-связи путём установки портов широкополосного дос­тупа. В 2016 г. общее количество установленных портов не превышало 800 тыс., а по итогам 2020 г. составило уже 3 млн единиц. К 2023 г. намечено довести этот показатель до 5,8 млн единиц.
     Развитие оптоволоконной инф­раструктуры, в свою очередь, способствовало увеличению пропускной способности каналов связи. Общая пропускная способность интернет-каналов в 2016 г. составляла всего лишь 64,2 Гбит/с, а по состоянию на конец 2020 г. она выросла до 1200 Гбит/с. Согласно планам, уже к октябрю т. г. года этот показатель будет доведён до 1800 Гбит/с, а в 2023 г. – до 4500 Гбит/с. Поставлена также задача увеличить к 2023 г. общую пропускную способность магистральных каналов связи между регионами до 800 Гбит/с.
     Важным фактором повышения доступности интернета для населения является последовательное ­снижение цен на услуги связи. В ­течение пяти лет стоимость тарифов на ­интернет-услуги внешних каналов для провайдеров снизилась в 10 раз: с 30,3 долл. США в 2016 г. до 3 долл. (32 тыс. сум.) в 2021 году. Соглас­но рейтингу британского портала Cable.co.uk, Узбекистан занял 21 ­место среди 230 стран с самым дешёвым интернетом.
     В рамках цифрового развития республики особый упор делается на обеспечение социальных объектов высокоскоростной интернет-­связью. В настоящее время 87% общеобразовательных школ, 82% ма­халлинских сходов граждан, 56% пунк­тов милиции, а также 100% дошкольных образовательных и медицинских учреждений подключены к высокоскоростной интернет-сети. Поставлена задача к концу этого года полностью обеспечить все социальные объекты высокоскоростной интернет-связью.
     Ускоренными темпами также развивается мобильная связь путём увеличения и модернизации базовых станций. Так, если в 2016 г. общее количество базовых станций составляло 17,2 тыс. ед., то уже к 2020 г. этот показатель вырос до 31,7 тысячи. В этом году намечена установка ещё 2 тыс. базовых станций.
     Следует отметить, что если ранее расширение мобильных сетей осуществлялось на основе 2G-технологий, то сегодня проекты реализуются на основе 3G/4G-технологий. В прошлом году на основе 3G/4G-технологий модернизировано 3,6 тыс. базовых станций.
     Ведётся работа по развитию 5G-технологии в Узбекистане. С апреля т.г. в деловом квартале Ташкента Tashkent City компания UCell запус­тила сеть пятого поколения. В дальнейшем планируется развернуть 5G-сеть также и в областных центрах.
     Последовательно растёт абонентская база мобильных операторов. В течение пяти лет количество пользователей мобильной связи выросло с 21,2 млн в 2016 г. до 27 млн чел. по итогам I полугодия 2021 года. Таким образом, мобильным интернетом сегодня пользуются 23,1 млн человек.
     Темпы и объёмы развития телекоммуникационных сетей растут с каж­дым годом. С учётом этого в октябре 2020 г. в свободной экономической зоне «Джизак» совместно с партнёрами из Республики Корея бы­ло создано предприятие Global Optical Communication Uzbekistan (ООО СП GOC-UZ) по производству оптоволоконной кабельной продукции с годовой мощностью 50 тыс. ки­лометров. Тем самым республика не только сможет удовлетворить собст­венные нужды в оптоволоконной продукции, но и продавать её за рубеж.
     Одновременно с этим растут потребности телекоммуникационной инфраструктуры в достаточных ресурсах для обработки и хранения данных. С этой целью в 2020 г. в рес­публике был введён в строй Центр обработки данных вместимостью 5 петабайт (1015 байт). К концу т. г. планируется запустить дополнительные дата-центры общей вмести­мостью 25 петабайт.
 
Цифровое правительство
 
     Развитие системы электронного правительства в Узбекистане рас­сматривается как одно из приоритетных направлений цифровых реформ, которое позволит качественным образом реформировать деятельность органов государственной власти и управления. Масштабные реформы в госсекторе охватывают все без исключения сферы деятельности с широким привлечением минис­терств и ведомств.
     Важнейшая роль в развитии сис­темы E-gov отводится Единому порталу интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ), посредством которого оказывается широкий спектр услуг для населения. В I полугодии этого года через ЕПИГУ было оказано свыше 2,3 млн услуг, что сэкономило средства граждан в размере более 18 млрд сумов. К настоящему времени через ЕПИГУ оказывается 262 видов госуслуг. В течение двух лет намечено внедрить ещё 135 новых, а также упростить 100 видов элект­ронных госуслуг.
 
 
Олег ПЕКОСЬ,
первый заместитель Министра по развитию
информационных технологийи коммуникаций Республики Узбекистан
 
 
Весь текст статьи вы сможете прочитать в печатной версии журнала

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.