Здесь важное значение имеет создание правовой основы и рыночных механизмов, обеспечивающих свободное развитие предпринимательства, сокращение управленческих функций государства и разрешительных норм, искоренение бюрократических преград, доступ субъектов малого бизнеса к финансово-кредитным и сырьевым ресурсам, к получению заказов государства на продукцию, произведённую ими.
В результате принятых в 2012–2015 годах законов и подзаконных актов, а также реализованных мер отменены свыше 80 разрешительных процедур, 65 видов статистической отчётности, исключены из лицензируемых 15 видов деятельности, сокращено количество периодов предоставления 23 видов статистической отчётности. Сроки выдачи разрешений сократились в 2 раза, стоимость пошлин на них – в 5 раз. За этот период внедрено 22 вида интерактивных налоговых услуг.
Принятые законы и законодательные акты позволили установить жёсткий контроль, устранить незаконное вмешательство правоохранительных, контролирующих органов и административных структур в предпринимательскую деятельность и повысить ответственность руководителей и должностных лиц этих ведомств.
Теперь проверка деятельности микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств осуществляется контролирующими органами в плановом порядке не чаще одного раза в четыре года, других хозяйствующих субъектов – не чаще одного раза в три года и только по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов.
Указом Президента Республики Узбекистан от 15 мая 2015 года № УП-4725 «О мерах по обеспечению надёжной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» определён ряд задач по развитию частного предпринимательства и его участия в процессах модернизации и диверсификации экономики.
Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 сентября 2015 года № ПП-2412 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно», с 1 января 2016 года едиными центрами, созданными на базе инспекций по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов (городов), оказываются 16 видов государственных услуг.
Благодаря внедрению электронных форм взаимоотношений между государственными органами и субъектами предпринимательства в 2015 году 42800 субъектов предпринимательства через интернет зарегистрировались в портале Единых интерактивных государственных услуг. Они имеют доступ к 260 видам интерактивных услуг. Если в 2013–2014 годах предпринимателям и гражданам было оказано свыше 102 тыс. услуг, то в 2015 году этот показатель превысил 420 тысяч. Сегодня налоговая и статистическая отчётность на 100% представляется посредством интернета в электронной форме.
В нашей стране усовершенствование процедур ведения международного бизнеса, процессы приватизации и разгосударствления предприятий, широкое внедрение в деятельность акционерных обществ международных принципов и норм корпоративного управления всё более укрепляют потенциал национальной экономики.
В настоящее время практически все крупные предприятия реорганизованы в акционерные общества. Повсеместно развиваются предприятия, созданные с участием иностранного капитала, использующие зарубежный опыт корпоративного управления. Они вносят существенный вклад в развитие национальной экономики, выполняют важнейшие социально-экономические задачи в сфере расширения масштабов производства, создания новых рабочих мест. Указ Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2015 года № УП-4720 «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах» является важным фактором в этом направлении.
В целях углубления реформ, осуществляемых в этой сфере, поставлены задачи приватизации государственных активов, продажи их иностранным инвесторам, и для этого созданы соответствующие условия. Например, 506 имущественных комплексов проданы новым собственникам на конкурсной основе по «нулевой» стоимости с условием инвестирования в размере почти 1 трлн сум. и 40 млн долл. США, а также создания около 22 тыс. новых рабочих мест.
Были снесены 353 неиспользуемых или с незавершённым строительством объекта государственной собственности, вошедшие в Программу приватизации, в результате чего было освобождено 120 га площади. Почти 80 га этих земель выданы предпринимателям для создания производственных предприятий и объектов обслуживания.
После инвентаризации 319 объектов государственной собственности были выставлены на торги и 102 из них проданы новым собственникам. Кроме того, была оценена государственная доля 378 акционерных обществ и выставлена на публичные торги для продажи иностранным стратегическим инвесторам.
Всё это – этапы широкомасштабной работы, проводимой по коренному преобразованию экономики в нашей республике.
На сегодняшний день малый бизнес и частное предпринимательство вносят большой вклад в экономику страны. Благодаря ему в 2015 году рост ВВП страны составил 8%, объём производства промышленной продукции вырос на 8%, сельскохозяйственной продукции – на 7%, строительно-монтажных работ – почти на 18 процентов.
Особого внимания заслуживает работа по привлечению инвестиций для реализации проектов по структурному преобразованию экономики страны, модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей. В 2015 году для этих целей из всех источников финансирования были привлечены и освоены инвестиции в размере 15,8 млрд долл. США. Это на 9,5% больше, чем в 2014 году, из них более 3,3 млрд долл. или 21% являются иностранными, а 73% из них – прямыми иностранными инвестициями.
Значительная часть инвестиций (67,1%) направлена на создание новых производственных мощностей. А это в 2015 году позволило завершить строительство и сдать в эксплуатацию 158 крупных производственных объектов общей стоимостью 7,4 млрд долл. США.
Реформы, осуществляемые по улучшению деловой среды в стране, находят своё отражение в рейтингах международных организаций. В октябре 2015 года Всемирный банк объявил рейтинг «Ведение бизнеса», в котором Узбекистан только за один год поднялся на 16 позиций и занял 87-е место.
Необходимо отметить, что сегодня наша страна по критериям: «Поддержка нового бизнеса» занимает 42-е место, «Обеспечение исполнения заключённых договоров» – 32-е, «Эффективность системы банкротства, применяемой к экономическим несостоятельным предприятиям» – 75-е место в мире. По показателю «Выдача кредитов субъектам малого бизнеса» Узбекистан за последние три года поднялся с 154-го на 42-е место и только за прошлый год улучшил свой рейтинг на 63 позиции.
В докладе Всемирного банка отмечено, что Узбекистан за последние годы вошёл в десятку государств, достигших лучших результатов в сфере создания благоприятной деловой среды для предпринимательской деятельности.
В результате реформирования этой сферы доля малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП страны увеличилась с 31% в 2000 году до 56,7% в 2015 году или в 1,8 раза.
В настоящее время МБЧП производится третья часть всей промышленной продукции и 98% сельскохозяйственной. Примечательно то, что свыше 77% всего занятого населения трудится именно в этой сфере.