В целях широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность государственных органов, 27 февраля 2017 года принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 106 «О мерах по совершенствованию порядка нотариального удостоверения сделок с применением межведомственного электронного взаимодействия».
Данное нововведение стало возможным благодаря поддержке проекта технического содействия Азиатского банка развития «Э-Правительство для эффективного государственного управления».
Согласно решению правительства в действие вводится автоматизированная информационная система «Нотариус», разработанная Министерством юстиции совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.
Данная система предусматривает:
● отмену требований по сбору многочисленных бумажных справок с различных учреждений, например: с коммунальных предприятий – об отсутствии задолженности по коммунальным услугам; кадастровых органов – касательно права владения имуществом и отсутствия ареста на данное недвижимое имущество; паспортного стола или схода граждан (махалли) – о количестве проживающих лиц; налогового органа – об отсутствии задолженности по налоговым платежам и т.д.;
● автоматизацию процедур, связанных с осуществлением нотариальных действий;
● формирование единой базы данных по запретам отчуждения и аресту недвижимого имущества и автомототранспортных средств;
● оказание государственных услуг при осуществлении нотариальных действий путём межведомственного электронного взаимодействия;
● регламентацию, а также упрощение подачи заявок на предпродажные инспекции со стороны коммунальных предприятий для удобства граждан.
Запланировано, что система вступит в силу в столице 1 июля 2017 года, а в остальных регионах Узбекистана – 1 июля 2018 года.
Что же это означает для рядового потребителя? Теперь ему не придётся вручную собирать справки, выстаивать очереди в государственных ведомствах и терять время. Раньше, до регистрации сделки купли-продажи у нотариуса, гражданин должен был обойти 11 ведомств, собрать 17 справок (путём предоставления в данные ведомства 52 документов!), зачастую дублирующих друг друга, что занимало как минимум 14 дней. После введения автоматизированной информационной системы, базирующейся на электронном взаимодействии, необходимо только подать заявку в нотариальную контору, предоставив персональный кадастровый номер и паспортные данные.
Заявление на государственную регистрацию права собственности можно будет подать одним из двух способов: в любое время через персональный кабинет на Едином портале интерактивных государственных услуг (www.my.gov.uz), либо в случае отсутствия у заявителя доступа к сети Интернет, обратившись в нотариальную контору. На портале ЕПИГУ будет представлена вся необходимая информация о нотариальных действиях, а также внедрена возможность предварительной записи на приём к нотариусу.
В течение 3–5 рабочих дней нотариус сам проверит наличие задолженности и права собственности у лица, изъявившего желание нотариально зарегистрировать сделку купли-продажи, обмена или дарения недвижимого имущества.
Запрос на предоставление данной информации будет направлен нотариусом в отдельные ведомства и хозяйственные органы в электронном виде. Подтверждения об отсутствии задолженности также будут получены в режиме реального времени, путём электронного взаимодействия госорганов. При этом инспектирование домов и квартир будет осуществлено в течение трёх дней со дня поступления запроса от нотариуса. Таким образом, весь процесс регистрации недвижимости займёт не более пяти рабочих дней.
В соответствии с решением правительства Узбекскому агентству «Узкоммунхизмат», Госкомземгеодезкадастру, АО «Узбекэнерго» и АК «Узтрансгаз», Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкент, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан поручено обеспечить внедрение в систему межведомственного электронного взаимодействия информации о состоянии взаиморасчётов, учётных данных лицевого счёта потребителей электроэнергии, природного газа, холодной и горячей воды, в т.ч. об индивидуальных приборах учёта.
Регистрация недвижимости является одной из наиболее востребованных государственных услуг в Узбекистане. В 2016 году была совершена 135271 сделка с недвижимостью, из них 98070 сделок купли-продажи, 27342 – дарений, а 330 – обмена и прочие договора.
Необходимо отметить, что Стратегией действий по развитию Узбекистана на 2017–2021 годы, утверждённой Указом Президента Узбекистана 7 февраля 2017 года, поставлена задача автоматизации деятельности нотариальных контор путём внедрения межведомственного электронного взаимодействия, а также оказания услуг населению и бизнесу путём предоставления интерактивных государственных услуг в сфере нотариата. В связи с этим, введение в практику нового порядка регистрации недвижимости станет первым шагом на пути создания полноценных интерактивных государственных услуг в данной сфере.
Наргиза АЛИКУЛОВА,
консультант проекта АБР «Электронное правительство
для эффективного государственного управления»