(Русский) Сертификация услуг – залог качества

3/2017

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

     В настоящее время в Узбекистане большое внимание уделяется развитию внутреннего и внешнего туризма. В Указе Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2016 года № УП-4861 «О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан» туризму придан статус стратегического сектора экономики. Эта отрасль рассматривается как мощный инструмент устойчивого развития, структурных преобразований и диверсификации экономики, локомотив для ускоренного комплексного развития регионов и сопряжённых отраслей.
     В соответствии с этим документом, на базе Национальной компании «Узбектуризм» был создан Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма. Этот орган уполномочен выполнять ряд функций, в том числе: лицензирование тур­операторской деятельности, проведение обязательной сертификации туристских продуктов и гостиничных услуг, осуществление инспекционного контроля соответствия их обязательным требованиям и стандартам.
     При этом субъектами сертификации отдельных видов услуг являются также органы по сертификации туристских услуг, аккредитованные в соответствующем порядке.
     Сертификация туристских продуктов и услуг гостиниц является одним из важнейших инструментов управления качеством обслуживания, дающих возможность объективно оценить уровень услуг, подтвердить их безопасность. В условиях рыночной экономики потребитель услуг туриндустрии является ключевой фигурой, на которую ориентированы требования стандартов качества предоставляемых туристских услуг. Соответственно, от качества напрямую зависит и цена реализуемого турпродукта.
     Качество услуг является также одним из важнейших факторов ус­пешной деятельности любой организации. Ужесточение требований, предъявляемых в туризме, является осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества услуг. Таким образом, выстраивается логический ряд: сертификация туристских услуг способствует повышению качества туристских услуг, что в свою очередь обеспечивает эффективное развитие туристической отрасли.
     В этой связи, необходимо сказать несколько слов о сертификации. Сертификат в переводе с латыни означает «сделано верно». Под сертификацией туристских и гостиничных услуг понимается подтверждение органом по сертификации соответствия реализуемых потребителю услуг требованиям законодательных и нормативных документов по обслуживанию туристов, принятых в стране пребывания.
     Сертификация может носить обязательный и добровольный характер. Целью обязательной сертификации туристских и гостиничных услуг является подтверждение органом по сертификации соответствия реализованных услуг требованиям безопасности жизни, здоровья туристов и экскурсантов, сохранности их имущества, защиты окружающей среды. В республике обязательной сертификации подлежат туристские услуги, оказываемые субъектами, связанными с туристской деятельностью, – гостиницами, мотелями, кемпингами и аналогичными средствами размещения. Получение сертификата на туристские услуги влечёт за собой отмену требования на наличие у них лицензии на подобную деятельность.
     Для организаций общественного питания и автотранспортных предприятий, специализирующихся на обслуживании иностранных турис­тов, с 1 января 2018 года вводится обязательная сертификация.
     Добровольная сертификация туристских услуг и услуг гостиниц направлена на подтверждение по инициативе изготовителя, исполнителя или органа по сертификации уровня качества предоставляемых услуг требованиям нормативных документов, стандартов обслуживания. В нашей стране этим занимается Центр сертификации туристских услуг, созданный при Госкомтуризма.
     Как известно, требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативно-правовых и технических документах, государственных отраслевых стандартах и стандартах предприятий.
     В структуре центра создан научно-исследовательский отдел, в его основную функцию входит разработка на научной основе стандартов качества оказания туристских услуг, обеспечения безопасности жизни и здоровья туристов и экскурсантов при организации туристских услуг, прежде всего в местах их размещения, пунктах питания, во время передвижения по территории республики, организации посещения туристских объектов.
     Во исполнение решений правительства и в целях обеспечения эффективной организации деятельности Госкомтуризма, ГУП «Центр сертификации туристских услуг» подготовил научное обоснование для вклю­чения в Государственный научно-технический план на 2017–2020 годы разработки ряда стандартов, нап­равленных на развитие экономики, улучшение качества туризма и ту­ристских услуг, обеспечение безопасности жизни и здоровья турис­тов.
     Стандарты будут способствовать оптимизации государственного и рыночного регулирования в сфере туризма и развития конкуренции на рынке туруслуг, устранению преград и барьеров, препятствующих развитию этой отрасли, повышению предпринимательской активности, внед­рению ИКТ, созданию механизма, позволяющего воздействовать на недобросовестных исполнителей.
     Внедрение разработанных нормативных документов приведёт к ускорению развития туризма, а также к повышению конкурентоспособности, улучшению качества туристских услуг внутри республики, укреп­лению экономических связей с развитыми зарубежными странами и увеличению потока туристов.
     Конечно, при всём этом не надо забывать, что важно не только совершенствование нормативных документов, но и гармонизация их с мировыми стандартами, а также регламентация общих требований в сфере туристских услуг и сервиса для стран – участников международного рынка.
     Следует отметить, что для становления Узбекистана как суверенного государства необходимо проведение целенаправленной политики совершенствования системы стандартизации с учётом международных требований. В этой связи, в ходе разработки стандартов будут учтены основные принципы межгосударственных и международных систем, а также интересы Узбекистана как полноправного участника мировых интеграционных процессов. Использование их в дальнейшем окажет положительное влияние на экономические преобразования, а также проведение единой технической политики в области разработки стандартов и, в конечном итоге, на улучшение качества туристских услуг и развитие всей отрасли.
 
 
Нуриддин ИСЛАМОВ,
ГУП «Центр сертификации туристских услуг»

DO'STLARINGIZGA TAVSIYA ETING

  • Make an Order

    Make an Order
  • AFFICHE

  • Advertising

  • JURNAL SONLARI ARXIVI

  • Contacts

    32, Matbuotchilar Street, Tashkent 100000 Uzbekistan

  • Subscribe To News

    (Русский) Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Any reproduction or use of excerpts from publications can be made only with the written consent of the publisher; when reprinting materials, a link to the source is required.