Sorry, this entry is only available in Русский. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Рынок автомобилей, работающих на газомоторном топливе, стремительно развивается во всём мире. В Узбекистане использование природного газа в качестве альтернативы бензину является одним из приоритетных направлений развития нефтегазового комплекса.
Изготовление газового оборудования и обслуживание транспорта на газомоторном топливе требуют особой производственной культуры, профессионального подхода к делу и, конечно же, оснащённости предприятия самым передовым оборудованием.
«Махсус металл саноат» – компания, которая специализируется на выпуске высококачественных газовых баллонов для автомобилей и обеспечивает надёжность и безопасность продукции.
О том, как развивается высокотехнологичное предприятие, наша беседа с заместителем директора ООО «Махсус металл саноат» Рустамом Шамрюковым.
– Рустам Габбазович, что подвигло Вас на создание предприятия именно этого вида деятельности? С чего Вы начинали?
– С 2010 года в связи с ежегодным увеличением в Узбекистане числа легковых машин и использованием в качестве топлива природного газа потребность в баллонах высокого давления стала возрастать. Поэтому было принято решение организовать в соответствии с программой локализации производство на базе ПМК в городе Наманган. В 2011 году были реконструированы и отремонтированы производственные помещения, завезено и смонтировано оборудование из Германии и других стран. Монтажом занимались приглашённые специалисты, так как оборудование высокотехнологичное и требует максимально профессионального подхода. И уже в 2012 году предприятие начало изготавливать газобаллонную продукцию, приспособленную для установки в автомобили.
Позже было приобретено новое дополнительное оборудование, осуществлена его отладка. В марте 2013 года компания получила сертификаты соответствия менеджмента качества ISO 9001:2009 и нормативной документации по стандарту О´zDSt 35.110:2011. Кроме того, была аккредитована на техническую компетентность испытательная лаборатория, где проводятся более 14 видов измерений и тестов.
Сейчас завод располагает необходимым комплексом производственного оборудования и отработанными технологическими процессами, позволяющими выпускать высококачественную продукцию. Также, в текущем году компания получила знак соответствия «СЕ», который удостоверяет, что продукция отвечает основным требованиям директив ЕС и не является опасной для здоровья его потребителей, а также безвредна для окружающей среды.
– Высококачественное сырьё – залог успеха производителя. Поделитесь, как решается вопрос поставки сырья?
– Сырьё получаем от одного из ведущих предприятий металлургии Китая. Трубы, производимые этой компанией, обладают множеством достоинств. Они коррозионностойкие, проходят контроль качества, включая ультразвуковое испытание и другие новейшие способы. На основе нашего заказа поставщик изготавливает трубы необходимых диаметра, длины и толщины. Из труб различного диаметра путём закатки днища и горловины производятся баллоны для сжиженного природного газа (СПГ) 9 типов. Так, из труб диаметром 232 мм выпускаются баллоны объёмом 40, 50 и 60 л; 356 мм – 65, 75 и 80 л; 406 мм – 80, 90 и 100 литров.
Поставляемое сырьё обязательно проходит входной контроль. Трубы проверяются на соответствие стандартам и нужным характеристикам, таким как твёрдость, длина, состав металла и другим. Химический состав металла определяется в аккредитованной испытательной лаборатории спектральным методом.
Далее с помощью своеобразной машины-болгарки крупных размеров происходит процесс нарезки труб определённой длины. Потом заготовки закаливаются и нагреваются до 1100 °C в термопечи током высокой частоты (ТВЧ) при постоянном вращении. Следующим этапом технологического процесса является выгрузка из устройства ТВЧ и установка в загрузочный отдел закаточного станка. После необходимых команд оператора роботом производится установка и закрепление заготовки на закаточном станке, и далее при помощи ролика закатывается днище механической обработкой с подогревом. Полуфабрикат выгружается из закаточного станка, остужается, а затем снова загружается и закрепляется в приспособлении внутренней расточки днища для фрезерования. Заготовку передают по конвейеру в пневматический стенд, где специализированная машина подвергает днище пневматическим испытаниям при давлении 20 мегапаскаль.
Та же последовательность процедур осуществляется с закаткой горловины.
На финишной стадии готовая продукция проходит многократные заводские проверки и испытания на прочность, твёрдость и герметичность, чтобы в дальнейшем гарантировать безопасность использования.
Каждый баллон всегда сопровождается протоколом испытания. Тысяча баллонов – тысяча проверок. В сертификате приводятся все физические и механические характеристики баллона, а также особенности испытания.
– Рустам Габбазович, скажите, для каких марок автомобилей подходят выпускаемые газовые баллоны?
– Изготовленная нами продукция подходит для установки на различные виды автотранспорта. Конечно, в большей степени мы ориентируемся на отечественный автопром, модели автомобилей, произведённых АО General motors Uzbekistan: Cobalt, Lacetti, Captiva. Наши газовые баллоны могут устанавливаться на старых моделях – «Жигули», «Москвич», также на грузовых автомобилях – ЗИЛ, КамАЗ и других.
– По какой схеме происходит реализация выпускаемой продукции?
– При предприятии есть собственный фирменный магазин. Кроме этого, работаем с проверенной временем сетью дилерских компаний. Наша главная задача – создать все необходимые условия, чтобы продукция нашла своего потребителя, а потребитель остался ею доволен.
– Как обстоят дела с конкурентами? Насколько жёсткая конкуренция на этом рынке?
– Конкуренции практически не ощущаем. Общаемся с производителями на равных, делимся информацией по сертификации, сохраняя добрые партнёрские отношения. Знаем, в Навоийской области успешно работает узбекско-корейское СП KO UNG CYLINDER, где выпускают баллоны для автомобилей на газе метан объёмом от 55 до 154 литров. Важно, что до конца 2016 года узбекско-китайское СП UTG-Kerui инвестирует 70 млн долл. США в строительство сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в Узбекистане. Строительство АГНКС уже началось в пяти областях республики, запланировано построить 46 АГНКС во всех регионах страны.
– Выходит, что предприятие является уникальным в Наманганской области. Ещё вопрос. Насколько нам известно, в республике запрещено использование композитно-полимерных газовых баллонов китайского производства, не отвечающих требованиям безопасности. Что Вы думаете по этому поводу?
– Китай экспортировал в нашу страну в основном металлопластиковые (карбоновые) баллоны. Но они опаснее при разрушении, т.к. деформация у них значительнее, чем у цельнометаллических. Гарантированный срок службы цельнометаллических баллонов значительно больше, чем у китайских. Однако есть и положительный момент. Использование на первых порах китайского оборудования доказало на практике наличие реальной альтернативы бензину и дизельному топливу. Ведь каждый пройденный на газе километр обходится в среднем на треть дешевле, чем на бензине, к тому же в несколько раз меньше вредных выбросов в атмосферу.
Учитывая то, что популярность природного газа как моторного топлива растёт с каждым годом во всём мире, уже получившего звание «автомобильного топлива XXI века», создание предприятия по производству цельнометаллических баллонов для сжатого природного газа было очень актуальным и не могло не привести к успеху.
– Несомненно, что за этим успехом стоит трудоёмкая работа и тщательно разработанный бизнес-план. Какие задачи и цели стоят перед ООО «Махсус металл саноат»?
– Основными задачами нашей компании являются увеличение объёмов производства и расширение перечня производимой продукции при одновременном обеспечении высокого уровня качества. В настоящее время начали выпускать баллоны-аккумуляторы, предназначенные для хранения природного газа на АГНКС. Это так называемые сосуды-накопители, от них по распределительным каналам газ поступает на заправочные станции. Такая продукция необходима исключительно для промышленного использования.
В перспективе дальнейшая модернизация технологического оборудования и систематическое повышение деловой квалификации и профессиональной подготовки всего персонала. Сейчас реализуем выпускаемую продукцию на внутреннем рынке. Но уже ведём переговоры о поставках в Россию, Казахстан, Сингапур, Малайзию.
– Ваше предприятие вносит существенный вклад в трудоустройство населения. Сколько человек работает на предприятии?
– На сегодняшний день завод располагает высоким инженерным и производственным потенциалом. В сменном режиме работают около 200 квалифицированных специалистов, большинство из них из районов Наманганской области. Говоря о работниках наших подразделений, нельзя обойти вниманием тех, кто трудится на заводе, занимаясь непосредственно производством баллонов. Это рабочие разных специальностей. Без их высоких профессиональных навыков трудно было бы представить наши успехи.
– Благодарим Вас за интересное интервью и желаем предприятию реализации намеченных планов и дальнейшего процветания.
Шохрух АЗАМОВ,
корреспондент «ЭВУ»