Sorry, this entry is only available in Русский. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
– Господин Шпайткамп, пользуясь случаем, хочу поздравить ровесника нашего издания Университет Баухаус со столетним юбилеем, пожелать вашему учебному заведению дальнейшего развития и процветания.
– Большое спасибо, конечно, мы желаем того же и вашему журналу. Я рад, что мы можем сегодня с Вами обсудить общую историю, проблемы современности и вступить в диалог.
– В своей презентационной речи 19 октября в Ташкенте Вы отметили, что Баухаус-Университет был создан в непростое время после первой мировой войны. Скажите, чем это было обусловлено, что этому способствовало?
– Германия в 1919 г., после поражения в Первой мировой войне и распада империи, переживала радикальные политические и социальные перемены. Царило положение, близкое к гражданской войне, и общество было глубоко расколото. В то время как многие оплакивали старый порядок и пытались его восстановить, другие – в том числе учителя и ученики Баухауса – видели будущее в радикально новом начале, которое должно было охватить как искусство, так и образ жизни.
– Университет Баухаус в Веймаре входит в топ немецких вузов, в 2011 г. он также стал лучшим немецким вузом с международной направленностью. В чём секрет такого высокого рейтинга?
– То, что вуз в 1996 году получил своё новое название «Bauhaus-Universität Weimar», – это и шанс, и возросшие обязанности одновременно. Это имя известно во всём мире, что в значительной степени способствует тому, что у нас большое количество иностранных студентов и студентов из всех частей Федеративной Республики Германия. Это позволяет отбирать кандидатов, с тем, чтобы у нас были хорошие учащиеся с уровнем выше среднего. В свою очередь, вместе с этим именем, нам легче привлекать хороших профессоров. В то же время это название обязывает нас к междисциплинарному сотрудничеству, а также внедрению инновационных форм преподавания и обучения.
– Почему обучение в университете Баухаус – это намного больше, чем простое изучение дисциплин? Чем отличается принцип преподавания в Баухаусе от преподавания в других высших учебных заведениях? Расскажите о программе обучения вашего университета.
– Взаимосвязь между дисциплинами, как я уже сказал, является центральным столпом обучения. Она предполагает отличную дисциплинарную базу и готовность заниматься другими вопросами, методами и работу с людьми. В так называемых модулях Баухауса предлагаются совместные учебные мероприятия по различным учебным программам и дисциплинам. Это сотрудничество поощряется по всем предметам благодаря тому, что наш университет сильно опирается на прямые контакты, и в нашем маленьком городке мероприятия по разным вопросам могут происходить и за пределами кампуса. Обозримая величина нашего университета, однако, не исключает и глобальности. Соответственно, интернационализм – ещё один важный столп нашего университета. У нас много не только зарубежных студентов и преподавателей, но и большое количество учащихся, которые проводят один или два учебных года или практический семестр в одном из примерно 200 наших университетов-партнёров по всему миру.
– Расскажите также о научных разработках вашего учебного заведения.
– Мы следуем интернационализму также в науке и исследованиях: со всего мира к нам приезжает много наших докторантов и пост-докторантов. Это стимулируется стипендиями и исследовательскими проектами, финансируемыми третьими сторонами, а также программами для выпускников. Особо следует упомянуть исследовательские группы, финансируемые Немецким научно-исследовательским обществом. Они также очень наглядно показывают широту наших исследований. Одна группа занимается «Оценкой связанных числовых парциальных моделей в структурной инженерии», другая вопросами «Идентичности и наследия», а ещё одна медиа-антропологией.
– Расскажите о вашем сотрудничестве с Узбекистаном в области образования.
– У нас сложилось давнее сотрудничество с Узбекистаном, которое восходит ко временам ГДР и которое мы смогли продолжить, особенно в области строительной инженерии, и также десять лет в области охраны памятников. С 2010 г. велись дискуссии о создании узбекско-германского центра архитектуры и строительства, что в итоге привело к созданию вузовского консорциума, состоящего из четырёх немецких и двух узбекских вузов. Под руководством Потсдамского университета прикладных наук и, кстати, при поддержке Кабинета министров в Ташкенте и Германии был проведен узбекско-германский магистерский курс по консервации зданий и сохранению памятников. Студенты также посетили курсы в Веймаре, где они, например, практиковались в обследовании строений и ведении строительной документации в Веймарском цейхгаузе.
С 2017 г. мы проводим образовательный проект с некоторыми выпускниками и заинтересованными новыми участниками, где также приняли участие студенты и преподаватели архитектурного института. Помимо работ с памятниками Ташкента состоялись экскурсии, например, в Самарканд, где наш сотрудник Йенс Джордан поделился своими знаниями по проблемам сохранения культурного наследия традиционных махаллей за пределами известных исторических крупных сооружений.
– За 100 лет существования университета произошли значительные изменения во многих сферах жизни людей. Каким изменениям подвергался архитектурный стиль Баухаус в течение века?
– Университеты всегда являются лабораторией, они ищут социальные проблемы и тенденции и пытаются найти ответы на возникающие в связи с этим вопросы. И поэтому архитектурный стиль подвержен постоянным изменениям. Баухаус 1920-х гг. искал ответы на вызовы того времени: новые промышленные производственные отношения искали своё выражение, потому что до этого момента происходило преимущественно серийное, постоянно повторяющееся копирование прошлых стилевых форм. С возвращением к ремесленным навыкам в дизайне и архитектуре был найден новый язык форм. Под влиянием таких художников как Лайонел Фейнингер, Йоханнес Иттен, Пауль Клее или Василий Кандинский, под влиянием как общеевропейских течений того времени, так и советского конструктивизма в Баухаусе были опробованы и внедрены новые методы обучения. После изгнания национал-социалистами учителя этой школы эмигрировали по всему миру, а вместе с ними и концепции, разработанные в Веймаре. Однако, как я показал в своем докладе, произошли такие события, которые с сегодняшней точки зрения уже не являются оправданными, такие как идея влияния общества на «нового человека». Сегодня мы пытаемся выработать решения актуальных проблем, стоящих перед обществом.
– По возвращению из Парижа в Ташкент я понял, насколько отличны были подходы в строительстве разных эпох. От впечатлений о разнообразных архитектурных стилях со всеми их элементами декора я вернулся в мир ясных и простых очертаний зданий и выяснилось, что у истоков этого стиля стоит Универститет Баухаус с его «функционализмом». Насколько сильно было влияние немецкой школы дизайна на архитектуру Ташкента и других городов первой половины XX века?
– Как уже упоминалось ранее, в Баухаусе собрались выдающиеся художники из многих стран Европы, внёсшие туда свои представления и различные подходы. Импульсы, возникшие из этого конгломерата и распространившиеся по всему миру, делают эту школу, просуществовавшую до 1933 г., одной из самых влиятельных и важных школ архитектуры и дизайна XX века. Многие города сегодня характеризуются постройками классического модернизма, например, Тель-Авив в Израиле, а также африканские города. Точно так же протагонисты Баухауса оказали сильное влияние, например, на развитие архитектуры в Соединённых Штатах. Часть преподавателей Баухауса во главе с Ханнесом Майером эмигрировала в Советский Союз. Например, в 1930-е г. архитектор и градостроитель Эрнст Май спроектировал новые города Магнитогорск, Нижний Тагил и Новокузнецк.
Ученый-культуролог Астрид Вольперт из Берлина изучила работы более 30 выпускников и преподавателей Баухауса в Советском Союзе. Например, в архивах и завещаниях можно найти проекты для Сельскохозяйственного института в Самарканде архитектора Антонина Урбана. Во время моего визита в Узбекистан я смог увидеть некоторые свидетельства 1920-х г., такие как жилой дом № 2 на проспекте Мустакиллик, построенный московским архитектором Бабиевским в 1931 г. и поразительно напоминающий здания немецкого архитектора Бруно Таута, которые являются частью большого жилого комплекса Берлина 1920-х г., и сегодня относятся к всемирному наследию.
– Как вы считаете, с чем был связан отказ от избыточности украшений в архитектуре начала новой эпохи?
– Как уже упоминалось выше, хотелось положить начало чему-то новому и преодолеть устаревшее. Место бессодержательной декорации должна была занять социальная функция. В этом отношении архитектура была зеркалом ощущения времени, которое влияет далеко за пределами самой архитектуры.
– Вам как специалисту наверняка было интересно посещение архитектурных памятников Ташкента и других городов Узбекистана. Скажите, где Вы побывали и что больше всего понравилось?
– Мы посетили ряд очень интересных объектов, помимо многочисленных зданий в Бухаре и Самарканде также мечеть в районе новостроек Tashkent City, дом железнодорожников 1927 г., Бабиевский жилой дом и высотный жилой дом «Жемчуг». Именно последний объект явил прекрасное представление о смелой идее строительства и дизайна – это здание меня особенно впечатлило.
– Известно, что в мире есть несколько музеев Баухаус. Расскажите нашим читателям о них. Какие экспонаты там можно увидеть?
– Нас бы далеко завело, начни мы здесь описывать и сравнивать все Баухаус-музеи. Эти музеи в первую очередь связаны с объектами, образами и лицами Баухауса, пытаясь таким образом рассказать историю. Чего не хватает, – так это связи с письменными преданиями и текстами Баухауса. Образы, предметы и тексты, они формируют всю историю Баухауса.
– Как архитектура и искусство влияют на формирование общества?
– Архитектура, искусство, дизайн и общество находятся в тесной взаимосвязи. Трудно определить, как они влияют друг на друга в отдельности. Только если соотнести, связать все уровни, можно постичь целое эпохи.
– Какой стиль архитектуры лично вам по душе?
– Меня интересуют все стили и формы дизайна, которые ищут подходящее для людей и для задач своего времени, и в тоже время выказывают уважение к уже имеющемуся. Под этим подразумеваются конструкторские подходы, создающие в сознании истории что-то новое, но на основе исторического прошлого, т. е. те подходы, которые серьёзно и устойчиво относятся к идеям и материалам.