Информационно-коммуникационные технологии делают нашу жизнь комфортнее, удобнее, способствуют сокращению издержек. В нашей стране предпринимается масштабный комплекс мероприятий по их ускоренному внедрению. И фармацевтическая отрасль – не исключение.
О создании единой информационной системы Darmon мы поговорили с начальником отдела информационных технологий Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан – Ириной ШЕИНОЙ.
– Добрый день. Расскажите, когда и с какой целью была разработана информационная система Darmon?
– Обеспечение населения страны качественными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения является одним из основных направлений развития системы здравоохранения и фармацевтической отрасли. За последнее время принято немало нормативно-правовых актов, направленных на развитие фармацевтической отрасли, обеспечение доступности и свободного оборота лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Постановлениями Президента Республики Узбекистан за № ПП-4554 от 30 декабря 2019 г. «О дополнительных мерах по углублению реформ в фармацевтической отрасли Республики Узбекистан» и № ПП-2750 от 1 февраля 2017 г. «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства» по 10 пункту «Регистрационное удостоверение лекарственного средства и изделий медицинского назначения» Агентству по развитию фармацевтической отрасли было поручено создание и ведение в сети Интернет автоматизированной информационной системы, содержащей сведения об организациях, осуществляющих фармацевтическую деятельность, зарегистрированной и сертифицированной фармацевтической продукции, а также зарегистрированных предельных ценах на торговое наименование лекарственного средства и предельных оптовых и розничных цен с учётом установленных предельных торговых надбавок.
2019 год – это год начала разработки информационный платформы Darmon, и в сентябре 2020 г., на первой стадии её запуска, была внедрена поэтапная система референтного ценообразования. Референтное ценообразование – это сравнение цен продукции производителя в стране производства и нескольких других странах, проводимое регулирующим органом. Таким образом, все производители регистрируют в Узбекистане цену на лекарственное средство, а государственный регулятор, сравнив уровни цен в других странах, может выбрать порог входной цены на рынок, запретив продавцам превышать его. Чтобы это стало возможным, было оцифровано более 11 тыс. досье документов по лекарственным средствам, зарегистрированным в Республике Узбекистан, которые внесены в базу в хронологическом порядке, разработаны электронные справочники по всем фармакологическим направлениям, разработаны и утверждены СОПы – Стандартные операционные процедуры, оптимизирован алгоритм процесса регистрации лекарственного средства.
Также был внедрён электронный механизм лицензирования. На окончательном этапе находится масштабное внедрение системы принятия заявки и выдачи регистрационного удостоверения. Регистрация изделий медицинского назначения и лекарственного препарата – процедура обязательного характера, главное назначение которой заключается в обеспечении качества и безопасности продукции, используемой, реализуемой на рынке страны. На сегодняшний день заявитель имеет возможность зайти в систему на веб-сайте uzpharminfo.uz через ЭЦП.
Прежде всего хотелось бы отметить, что главными особенностями созданной в Узбекистане информационной системы Darmon являются прозрачность, удобство электронной подачи заявки и возможность непосредственного отслеживания заявителем сроков и статуса заявки в данный момент времени. В последнее время компьютерные технологии вообще и в фармацевтике в частности неуклонно совершенствуются, в результате чего программное обеспечение позволяет не только осуществлять различные операции, но и благодаря искусственному интеллекту проводить детальный анализ текущей ситуации с целью оперативного реагирования на динамически меняющийся фармацевтический рынок. Система Darmon позволяет анализировать и прогнозировать данные, на основании которых издаётся полный и достоверный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Данные реестра передаются в другие взаимосвязанные системы, к примеру, в организации здравоохранения, – на базе данных реестра формируется электронный рецепт для лечения пациента или строится общая аптечная сеть по всей республике. Система лицензирования фармацевтической деятельности также подключена к этой единой системе.
Кроме того, с 1 июля 2020 г. внедрён институт «тайный покупатель фармацевтической продукции», предусматривающий мониторинг и оценку соблюдения медицинскими организациями и аптеками, независимо от формы собственности, требований законодательства, регулирующих порядок выписывания рецептов и формирования предельных цен на торговое наименование лекарственного средства. В связи с перечисленным удобство, скорость, прозрачность, отсутствие человеческого фактора, трансляция в режиме онлайн с видеокамер при мониторинге – вот далеко не все возможности этой системы.
– Скажите, насколько для пользователей упростился процесс регистрации и лицензирования?
– Процесс скорее ускорился, отсутствует бумажная волокита, а без человеческого фактора пропала и коррупционная составляющая. Заявитель все документы подаёт через систему, также благодаря функционалу можно отправлять образцы в лабораторию через службы доставки.
– Когда система будет запущена полномасштабно? Какие функции уже сейчас доступны для пользователей?