В современном мире туризм является одной из наиболее динамично развивающихся и ключевых отраслей в структуре многих экономических моделей. С каждым годом туристические услуги приобретают всё большую популярность. Во многом это определено тем, что в индустрии туризма прибыль от её деятельности значительно превышает расходы и вложенные средства для организации туристического продукта. Во многих странах индустрия туризма является главным источником получения прибыли в иностранной валюте. Ввиду своей динамичности и охвата всё более значительной аудитории в туриндустрии необходимо внедрять новые методы организации и формирования туристического продукта. О тенденциях и перспективах развития отрасли, росте турпотока и о том, как государство поддерживает турбизнес в эксклюзивном интервью нашему журналу рассказал временно исполняющий обязанности председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма Аккулов Абдулазиз Уролбоевич.
– Уважаемый Абдулазиз Уролбоевич, скажите, что принципиально поменялось в сфере туризма республики с образованием Государственного комитета по развитию туризма?
– Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма был образован Постановлением Президента Республики Узбекистан в декабре 2016 года.
Начиная с этого момента сфера туризма в Узбекистане стала рассматриваться в качестве стратегической отрасли национальной экономики. С тех пор реализуется комплексный подход к развитию туристской отрасли страны. Так, приняты более 50 нормативных актов на уровне указов и постановлений Президента, Правительства Республики Узбекистан по совершенствованию институциональных основ, развитию инфраструктуры в сфере туризма, созданию благоприятной среды для путешествий, в результате чего:
● усовершенствованы организационные основы самого комитета. Структура и функции комитета приведены в соответствие со стандартами развитых в плане туризма стран, что способствует повышению эффективности проводимой государственной политики в области туризма;
● кардинально упрощены визовые и регистрационные процедуры (резко расширено количество стран, для граждан которых установлен безвизовый режим, начала функционировать система выдачи электронных въездных виз, регистрация иностранных граждан переведена на электронный формат);
● созданы широкие условия для развития предпринимательской деятельности в сфере туризма. В частности, учреждены многочисленные льготы и преференции (около 20) для субъектов туризма, упрощён порядок организации деятельности средств размещения (гостевых домов, хостелов и др.) и туроператоров (для которых были отменён ряд требований, сокращено количество разрешительных документов и др.);
● расширено и продолжает расширяться сотрудничество не только с традиционными партнёрами, но и другими субъектами туристского рынка;
● кардинально изменено отношение к внутреннему туризму. Принята и реализуется Программа развития внутреннего туризма «Ўзбекистон бўйлаб саёҳат қил!», что содействует не только росту потока местных туристов, но и развитию внутреннего туризма как одного из важнейших факторов устойчивого социально-экономического развития регионов, ознакомления граждан с культурно-историческим наследием и природными богатствами страны;
● разработана и реализуется комплексная программа продвижения национального туристского потенциала, включающая в себя введение института Посла туристского бренда Узбекистана в зарубежных странах (Tourism Brand Ambassador of Uzbekistan), ведение отдельной рекламно-пропагандистской политики для каждого рынка въездного туризма (страны/региона) на основе «дорожных карт» и др.;
● укрепляется кадровый потенциал сферы (открытие отдельно нового Международного университета туризма «Шёлковый путь» в г. Самарканд).
В настоящее время реформы в туристской отрасли продолжаются.
– Чтобы туристы могли с комфортом отдыхать и путешествовать по Узбекистану и получать качественные услуги, необходима слаженная работа всех отраслей экономики. Как осуществляется взаимодействие всех структур, участвующих в формировании отечественного турпродукта?
Всё интервью вы можете прочитать в печатной версии журнала.