Современная сфера туризма является крупнейшим производителем валового мирового продукта и основным источником занятости. Согласно данным Всемирного совета по путешествиям и туризму, в 2016 году в сфере туризма было занято свыше 292 млн человек или 9,6% от общего количества занятых в мире. Туризм обеспечивает 10,2% мирового объёма ВВП, 30% объёма экспорта услуг (1,5 трлн долл. США) и 6% экспорта товаров и услуг. Кроме того, каждое 11-е рабочее место в мировой экономике создаётся в сфере туризма.
Туризм является мощным катализатором социально-экономического развития как передовых, так и развивающихся стран и регионов, так как обеспечивает приток иностранной валюты и инвестиций, способствует бурному росту смежных отраслей, решению проблемы занятости населения, а также росту рейтинга страны в мировом сообществе. При существенно меньших затратах, чем в других отраслях экономики, туризм может обеспечить значительные валютные поступления. Экономическая мощь этой сферы во многом основывается на мультипликативном эффекте, который в туризме весьма масштабен. В силу этого туризм может стать основой нового этапа развития многих регионов страны, особенно с большими рекреационными возможностями. Узбекистан, испокон веков славившийся своими древними городами, не является исключением. В их числе такие жемчужины Востока, как Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисабз, Ташкент, Коканд, Термез и многие другие.
Самарканд, расположенный в центре Великого шёлкового пути, является одним из древних городов мира, славится богатым культурным и историческим наследием, неповторимым восточным обликом и колоритом, прекрасными природно-климатическими условиями, имеет высокий туристский потенциал. Поэтому не случайно, что именно в Самарканде в 1994 году была принята Самаркандская декларация стран – участниц международного проекта развития туризма «По Великому шёлковому пути». В 2004 году в г. Самарканд был открыт Региональный центр ВТО «По Великому шёлковому пути». А в 2014 году проведено заседание очередной 99-й сессии исполнительного совета Всемирной туристской организации.
С первых лет независимости в нашей стране уделялось особое внимание развитию сферы туризма. При этом были реализованы целевые меры, что способствовало достижению определённых результатов, в частности, доля данной сферы в валовом внутреннем продукте страны составила 3,2%, доля в экспортном потенциале – 1,5 процента. На сегодняшний день с целью ускоренного развития сферы туризма одной из целевых задач и приоритетным направлением государственной политики в сфере туризма на среднесрочную перспективу определено «придание туризму статуса стратегического сектора экономики, превращение этой отрасли в мощный инструмент устойчивого развития, структурных преобразований и диверсификации экономики, который должен стать локомотивом для ускоренного комплексного развития всех регионов и сопряжённых отраслей».
Сценарий долгосрочного развития отечественной туристской индустрии предполагает рост её конкурентоспособности, прорыв в повышении качества человеческого капитала и динамики производительности труда, опережающее развитие высокотехнологичных производств и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста.
Рыночные отношения и конкурентная борьба требуют внедрения инноваций в туристскую отрасль. Важность их использования также обуславливается изменениями демографического, экономического и социального характера, меняющимися потребительскими запросами, изменениями в психологии современного человека.
В данной связи можно сформулировать четыре фактора, определяющих успех инноваций в туризме:
● сотрудничество учёных и руководства туристских предприятий в процессе разработки и внедрения инноваций;
● партнёрство частного сектора и государственных органов в разработке инновационного проекта;
● объективный отбор инновационных программ с учётом возможностей и перспектив;
● ведение эффективной кадровой политики.
Важную роль в обеспечении реализации этих факторов играет кластерный подход.
Преимущество и новизна кластерного подхода заключаются в том, что он придаёт высокую значимость территориальному и социальному аспектам. Кроме того, он предлагает эффективные инструменты для стимулирования регионального развития, которое проявляется в увеличении занятости, повышении конкурентоспособности региональных производственных систем, росте бюджетных доходов и др. Всё это обуславливает необходимость внедрения кластерного подхода для развития туристской отрасли Узбекистана, а также его регионов.
По нашему мнению, региональный туристский кластер – это система географически локализованных, взаимосвязанных, конкурентоспособных предпринимательских структур, тесно взаимодействующих с органами управления, общественными организациями, образовательными, научными учреждениями, непосредственно или косвенно участвующих в технологическом процессе оказания туристских услуг на базе эффективного использования рекреационного потенциала региона. Кластер представляет собой интегрированную структуру, которая функционирует на основе организационно-экономического механизма. Эффективные кластеры строятся с учётом региональных особенностей, которые превращаются в источники конкурентных преимуществ.
Изучив мировой опыт кластерного подхода к развитию национальной экономики в целом и отдельных регионов, мы хотим подчеркнуть, что кластерная политика отличается разнообразием практических подходов и не существует в виде чётко определённого набора инструментов. Поэтому кластерная политика должна реализовываться только с учётом специфики пространственной структуры экономики Узбекистана и его региональных особенностей.
Исходя из опыта формирования и реализации кластерной политики в определённых регионах, мы пришли к выводу, что:
● при реализации региональной кластерной политики необходимо учитывать национальные особенности;
● отсутствует однозначная структура регионального туристского кластера;
● методические основы формирования кластерной политики разрабатываются только для конкретного региона;
● кластерные политики государств различаются по степени вмешательства правительства в процесс кластеризации;
● существует многообразие методов обеспечения кластерной политики, которые определяются региональными особенностями и принятой концепцией кластерного подхода.
Вышеперечисленные факторы обуславливают необходимость разработки структуры регионального туристского кластера (РТК), а также методики формирования туристского кластера в регионах Узбекистана. Исходя из вышесказанного, мы предлагаем структуру формирования регионального туристского кластера в Самаркандской области (рис.). РТК имеет сложную структуру и включает в себя органы власти и управления региона, предпринимательский сектор – основные компании, производящие и реализующие турпродукты, вспомогательные (сопутствующие) производства, образовательные учреждения, научно-исследовательские организации, финансовые учреждения, организации сферы аттракции.
В структуру Самаркандского регионального кластера входят следующие основные субъекты: областной и районные хокимияты; Республиканский дорожный фонд; территориальные управления по автомобильным дорогам, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, Комитета по развитию туризма Республики Узбекистан, Центрального банка; управление культуры; финансовое управление; коммерческие банки; департамент торговли, бытовых услуг и производства товаров народного потребления; региональное представительство Управления мусульман Узбекистана; управление по благоустройству; межрегиональная государственная инспекция Главного научно-производственного управления по охране и использованию объектов культурного наследия Министерства культуры Республики Узбекистан; международный аэропорт «Самарканд»; железнодорожный вокзал; региональное представительство Республиканского творческого союза «Тасвирий Ойина»; Самаркандское областное управление по земельным ресурсам и государственному кадастру; областное радио «СТР» и телевидение «СТВ»; Театр драмы и музыки им. Хамида Олимжана; туристские и гостиничные предприятия, предприятия торговли и общественного питания и т.д.
Деятельность РТК должна координироваться специальным советом, целью которого является создание условий для успешной работы регионального туристского кластера, в том числе решение таких вопросов, как: продвижение турпродукта области; выход на новые ниши рынка; налаживание долговременных связей с наиболее перспективными партнёрами; максимизация прибыли; получение дополнительной маркетинговой информации; стимулирование наиболее перспективных направлений бизнеса.
Принципы организации РТК во многом способствуют его эффективной деятельности и развитию. Каждый субъект регионального туристского кластера участвует в цепочке формирования качественного турпродукта.
Как известно, формирование турпродукта происходит непосредственно на предприятиях туристской сферы. Но в создании туров также принимают участие предприятия, относящиеся к категории туристской инфраструктуры и сопутствующих туризму отраслей. Благодаря кооперации в рамках туристского кластера, предприятия создают определённый турпродукт, реализация которого приносит доход сразу нескольким предприятиям.
Участвовать в формировании туров может и координационный совет. Эта организация, помимо определения направлений развития регионального туристского кластера и механизмов привлечения инвестиционных ресурсов, также принимает участие в формировании туров, маршрутов и продвижении турпродукта на рынке. Предприятия отраслей, поддерживающих туризм, предоставляют весь спектр услуг, совокупность которых позволяет туристским организациям производить качественный турпродукт.
РТК формируется путём реализации следующих мероприятий:
● проведение организационной встречи всех участников РТК;
● формирование координационного совета из лиц, заинтересованных в развитии туриндустрии области;
● обеспечение работы координационного совета (стратегия развития туризма в области, программа и график деятельности совета);
● создание совещательной группы, включающей в себя представителей кластера (утверждение членов группы и формирование программы действий);
● работа по увеличению числа участников кластера;
● освещение в СМИ успешных кластерных проектов;
● регулярная публикация в СМИ информации о создании регионального туристского кластера, его участниках, преимуществах участия в кластере.
Итак, процесс формирования индустрии туризма и её устойчивого развития как одной из важнейших отраслей региональной экономики в настоящее время невозможен только лишь с использованием существующих рыночных механизмов, без действий государства по оказанию реальной поддержки. Именно государству здесь отводится роль катализатора государственно-частного партнёрства, предполагающего коллективные усилия с целью определения и внедрения эффективного экономического рычага для качественного улучшения жизни.
Таким образом, кластерный подход к развитию сферы туризма в Самаркандской области является ключевым организационно-экономическим механизмом совершенствования данной сферы и всей связанной с ним инфраструктуры региона. Кластерная политика является мощным инструментом решения задач перспективного развития сферы туризма в регионе и повышения уровня экономического развития страны в целом.
Дилбар АСЛАНОВА,
проректор СамИЭС, доц.
Машхура АЛИМОВА,
д.э.н., СамИЭС