Перспективы туристской отрасли

Инновационный подход к развитию сферы туризма в Самаркандской области

3/2017

     Современная сфера туризма является крупнейшим производителем валового мирового продукта и основным источником занятости. Согласно данным Всемирного совета по путешествиям и туризму, в 2016 году в сфере туризма было занято свыше 292 млн человек или 9,6% от общего количества занятых в мире. Туризм обеспечивает 10,2% мирового объёма ВВП, 30% объёма экс­порта услуг (1,5 трлн долл. США) и 6% экспорта товаров и услуг. Кроме того, каждое 11-е рабочее место в мировой экономике создаётся в сфере туризма.
     Туризм является мощным катализатором социально-экономического развития как передовых, так и развивающихся стран и регионов, так как обеспечивает приток иностранной валюты и инвестиций, способствует бурному росту смежных отраслей, решению проблемы занятости населения, а также росту рейтинга страны в мировом сообществе. При существенно меньших затратах, чем в других отраслях экономики, туризм может обеспечить значительные валютные поступления. Эко­номическая мощь этой сферы во многом основывается на мультипликативном эффекте, который в туризме весьма масштабен. В силу этого туризм может стать основой нового этапа развития многих регионов стра­ны, особенно с большими рекреаци­онными возможностями. Узбекистан, испокон веков славившийся своими древними городами, не является ис­ключением. В их числе такие жемчужины Востока, как Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисабз, Ташкент, Коканд, Термез и многие другие.
     Самарканд, расположенный в центре Великого шёлкового пути, является одним из древних городов мира, славится богатым культурным и историческим наследием, неповторимым восточным обликом и колоритом, прекрасными природно-климатическими условиями, имеет высокий туристский потенциал. Поэтому не случайно, что именно в Самарканде в 1994 году была принята Самаркандская декларация стран – участниц международного проекта развития туризма «По Великому шёлковому пути». В 2004 году в г. Самарканд был открыт Региональный центр ВТО «По Великому шёлковому пути». А в 2014 году проведено заседание очередной 99-й сессии исполнительного совета Всемирной туристской организации.
С первых лет независимости в нашей стране уделялось особое внимание развитию сферы туризма. При этом были реализованы целевые меры, что способствовало достижению определённых результатов, в частности, доля данной сферы в валовом внутреннем продукте страны составила 3,2%, доля в экспортном потенциале – 1,5 процента. На сегодняшний день с целью ускоренного развития сферы туризма одной из целевых задач и приоритетным направлением государственной политики в сфере туризма на средне­срочную перспективу определено «придание туризму статуса стратегического сектора экономики, превращение этой отрасли в мощный инструмент устойчивого развития, структурных преобразований и диверсификации экономики, который должен стать локомотивом для ускоренного комплексного развития всех регионов и сопряжённых отраслей».
Сценарий долгосрочного развития отечественной туристской индустрии предполагает рост её конкурентоспособности, прорыв в повышении качества человеческого капитала и динамики производительности труда, опережающее развитие высокотехнологичных производств и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста.
     Рыночные отношения и конкурентная борьба требуют внедрения инноваций в туристскую отрасль. Важность их использования также обуславливается изменениями демо­графического, экономического и со­циального характера, меняющимися потребительскими запросами, изменениями в психологии современного человека.
     В данной связи можно сформулировать четыре фактора, определяющих успех инноваций в туризме:
     ● сотрудничество учёных и руководства туристских предприятий в процессе разработки и внедрения инноваций;
     ● партнёрство частного сектора и государственных органов в разработке инновационного проекта;
     ● объективный отбор инновационных программ с учётом возможностей и перспектив;
     ● ведение эффективной кадровой политики.
     Важную роль в обеспечении реализации этих факторов играет клас­терный подход.
     Преимущество и новизна клас­терного подхода заключаются в том, что он придаёт высокую значимость территориальному и социальному аспектам. Кроме того, он предлагает эффективные инструменты для стимулирования регионального развития, которое проявляется в увеличении занятости, повышении конкурентоспособности региональных про­изводственных систем, росте бюджет­ных доходов и др. Всё это обуславливает необходимость внедрения кластерного подхода для развития туристской отрасли Узбекистана, а также его регионов.
     По нашему мнению, региональный туристский кластер – это система географически локализованных, взаимосвязанных, конкурентоспособных предпринимательских структур, тесно взаимодействующих с органами управления, общественными организациями, образовательными, научными учреждениями, не­посредственно или косвенно участвующих в технологическом процессе оказания туристских услуг на ба­зе эффективного использования рек­реационного потенциала региона. Кластер представляет собой интегри­рованную структуру, которая функ­ционирует на основе организационно-экономического механизма. Эффективные кластеры строятся с учё­том региональных особенностей, ко­торые превращаются в источники конкурентных преимуществ.
     Изучив мировой опыт кластерного подхода к развитию национальной экономики в целом и отдельных регионов, мы хотим подчеркнуть, что кластерная политика отличается разнообразием практических подходов и не существует в виде чётко определённого набора инструментов. Поэтому кластерная политика должна реализовываться только с учётом специфики пространственной структуры экономики Узбекистана и его региональных особенностей.
     Исходя из опыта формирования и реализации кластерной политики в определённых регионах, мы пришли к выводу, что:
     ● при реализации региональной кластерной политики необходимо учитывать национальные особен­ности;
     ● отсутствует однозначная структура регионального туристского клас­тера;
     ● методические основы формирования кластерной политики разрабатываются только для конкретного региона;
     ● кластерные политики государств различаются по степени вмешательства правительства в процесс кластеризации;
     ● существует многообразие методов обеспечения кластерной политики, которые определяются региональными особенностями и принятой концепцией кластерного подхода.
     Вышеперечисленные факторы обуславливают необходимость разработки структуры регионального туристского кластера (РТК), а также методики формирования туристского кластера в регионах Узбекистана. Исходя из вышесказанного, мы предлагаем структуру формирования регионального туристского кластера в Самаркандской области (рис.). РТК имеет сложную структуру и включает в себя органы власти и управления региона, предпринимательский сектор – основные компании, производящие и реализующие турпродукты, вспомогательные (сопутствующие) производства, образовательные учреждения, научно-исследовательские организации, финансовые учреждения, организации сферы аттракции.
 
17_Aslanova
 
     В структуру Самаркандского регионального кластера входят следующие основные субъекты: областной и районные хокимияты; Республиканский дорожный фонд; территориальные управления по автомобильным дорогам, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, Комитета по развитию ту­ризма Республики Узбекистан, Центрального банка; управление культуры; финансовое управление; коммерческие банки; департамент торговли, бытовых услуг и производства товаров народного потребления; региональное представительство Уп­равления мусульман Узбекистана; управление по благоустройству; межрегиональная государственная инспекция Главного научно-производственного управления по охране и использованию объектов культурного наследия Министерства культуры Республики Узбекистан; международный аэропорт «Самарканд»; железнодорожный вокзал; ре­гиональное представительство Рес­публиканского творческого союза «Тас­вирий Ойина»; Самаркандское областное управление по земельным ресурсам и государственному кадастру; областное радио «СТР» и телевидение «СТВ»; Театр драмы и музыки им. Хамида Олимжана; туристские и гостиничные предприятия, предприятия торговли и общественного питания и т.д.
     Деятельность РТК должна координироваться специальным советом, целью которого является создание условий для успешной работы регио­нального туристского кластера, в том числе решение таких вопросов, как: продвижение турпродукта области; выход на новые ниши рынка; налаживание долговременных связей с наиболее перспективными партнё­рами; максимизация прибыли; получение дополнительной маркетинговой информации; стимулирование наиболее перспективных направлений бизнеса.
     Принципы организации РТК во многом способствуют его эффективной деятельности и развитию. Каждый субъект регионального туристского кластера участвует в цепочке формирования качественного турпродукта.
     Как известно, формирование турпродукта происходит непосредственно на предприятиях туристской сферы. Но в создании туров также принимают участие предприятия, относящиеся к категории туристской инфраструктуры и сопутствующих туризму отраслей. Благодаря кооперации в рамках туристского кластера, предприятия создают определённый турпродукт, реализация которого приносит доход сразу нескольким предприятиям.
     Участвовать в формировании туров может и координационный совет. Эта организация, помимо определения направлений развития регионального туристского кластера и механизмов привлечения инвестиционных ресурсов, также принимает участие в формировании туров, маршрутов и продвижении турпродукта на рынке. Предприятия отраслей, поддерживающих туризм, предоставляют весь спектр услуг, совокупность которых позволяет туристским организациям производить качественный турпродукт.
     РТК формируется путём реализации следующих мероприятий:
     ● проведение организационной встречи всех участников РТК;
     ● формирование координационного совета из лиц, заинтересованных в развитии туриндустрии об­ласти;
     ● обеспечение работы координационного совета (стратегия развития туризма в области, программа и график деятельности совета);
     ● создание совещательной группы, включающей в себя представителей кластера (утверждение членов группы и формирование программы действий);
     ● работа по увеличению числа участников кластера;
     ● освещение в СМИ успешных кластерных проектов;
     ● регулярная публикация в СМИ информации о создании регионального туристского кластера, его участниках, преимуществах участия в кластере.
     Итак, процесс формирования индустрии туризма и её устойчивого развития как одной из важнейших отраслей региональной экономики в настоящее время невозможен только лишь с использованием существующих рыночных механизмов, без действий государства по оказанию реальной поддержки. Именно государству здесь отводится роль катализатора государственно-частного партнёрства, предполагающего коллективные усилия с целью определения и внедрения эффективного экономического рычага для качественного улучшения жизни.
     Таким образом, кластерный подход к развитию сферы туризма в Самаркандской области является ключевым организационно-экономическим механизмом совершенствования данной сферы и всей связанной с ним инфраструктуры региона. Клас­терная политика является мощным инструментом решения задач перс­пективного развития сфе­ры туризма в регионе и повышения уровня экономического развития страны в ­целом.
 
 
Дилбар АСЛАНОВА,
проректор СамИЭС, доц.
Машхура АЛИМОВА,
д.э.н., СамИЭС

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.