Bunaqa til mavjud emas “Русский”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Современная сфера туризма является крупнейшим производителем валового мирового продукта и основным источником занятости. Согласно данным Всемирного совета по путешествиям и туризму, в 2016 году в сфере туризма было занято свыше 292 млн человек или 9,6% от общего количества занятых в мире. Туризм обеспечивает 10,2% мирового объёма ВВП, 30% объёма экспорта услуг (1,5 трлн долл. США) и 6% экспорта товаров и услуг. Кроме того, каждое 11-е рабочее место в мировой экономике создаётся в сфере туризма.
Туризм является мощным катализатором социально-экономического развития как передовых, так и развивающихся стран и регионов, так как обеспечивает приток иностранной валюты и инвестиций, способствует бурному росту смежных отраслей, решению проблемы занятости населения, а также росту рейтинга страны в мировом сообществе. При существенно меньших затратах, чем в других отраслях экономики, туризм может обеспечить значительные валютные поступления. Экономическая мощь этой сферы во многом основывается на мультипликативном эффекте, который в туризме весьма масштабен. В силу этого туризм может стать основой нового этапа развития многих регионов страны, особенно с большими рекреационными возможностями. Узбекистан, испокон веков славившийся своими древними городами, не является исключением. В их числе такие жемчужины Востока, как Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисабз, Ташкент, Коканд, Термез и многие другие.
Самарканд, расположенный в центре Великого шёлкового пути, является одним из древних городов мира, славится богатым культурным и историческим наследием, неповторимым восточным обликом и колоритом, прекрасными природно-климатическими условиями, имеет высокий туристский потенциал. Поэтому не случайно, что именно в Самарканде в 1994 году была принята Самаркандская декларация стран – участниц международного проекта развития туризма «По Великому шёлковому пути». В 2004 году в г. Самарканд был открыт Региональный центр ВТО «По Великому шёлковому пути». А в 2014 году проведено заседание очередной 99-й сессии исполнительного совета Всемирной туристской организации.
С первых лет независимости в нашей стране уделялось особое внимание развитию сферы туризма. При этом были реализованы целевые меры, что способствовало достижению определённых результатов, в частности, доля данной сферы в валовом внутреннем продукте страны составила 3,2%, доля в экспортном потенциале – 1,5 процента. На сегодняшний день с целью ускоренного развития сферы туризма одной из целевых задач и приоритетным направлением государственной политики в сфере туризма на среднесрочную перспективу определено «придание туризму статуса стратегического сектора экономики, превращение этой отрасли в мощный инструмент устойчивого развития, структурных преобразований и диверсификации экономики, который должен стать локомотивом для ускоренного комплексного развития всех регионов и сопряжённых отраслей».
Сценарий долгосрочного развития отечественной туристской индустрии предполагает рост её конкурентоспособности, прорыв в повышении качества человеческого капитала и динамики производительности труда, опережающее развитие высокотехнологичных производств и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста.
Рыночные отношения и конкурентная борьба требуют внедрения инноваций в туристскую отрасль. Важность их использования также обуславливается изменениями демографического, экономического и социального характера, меняющимися потребительскими запросами, изменениями в психологии современного человека.
В данной связи можно сформулировать четыре фактора, определяющих успех инноваций в туризме:
● сотрудничество учёных и руководства туристских предприятий в процессе разработки и внедрения инноваций;
● партнёрство частного сектора и государственных органов в разработке инновационного проекта;
● объективный отбор инновационных программ с учётом возможностей и перспектив;
● ведение эффективной кадровой политики.
Важную роль в обеспечении реализации этих факторов играет кластерный подход.
Преимущество и новизна кластерного подхода заключаются в том, что он придаёт высокую значимость территориальному и социальному аспектам. Кроме того, он предлагает эффективные инструменты для стимулирования регионального развития, которое проявляется в увеличении занятости, повышении конкурентоспособности региональных производственных систем, росте бюджетных доходов и др. Всё это обуславливает необходимость внедрения кластерного подхода для развития туристской отрасли Узбекистана, а также его регионов.
По нашему мнению, региональный туристский кластер – это система географически локализованных, взаимосвязанных, конкурентоспособных предпринимательских структур, тесно взаимодействующих с органами управления, общественными организациями, образовательными, научными учреждениями, непосредственно или косвенно участвующих в технологическом процессе оказания туристских услуг на базе эффективного использования рекреационного потенциала региона. Кластер представляет собой интегрированную структуру, которая функционирует на основе организационно-экономического механизма. Эффективные кластеры строятся с учётом региональных особенностей, которые превращаются в источники конкурентных преимуществ.
Изучив мировой опыт кластерного подхода к развитию национальной экономики в целом и отдельных регионов, мы хотим подчеркнуть, что кластерная политика отличается разнообразием практических подходов и не существует в виде чётко определённого набора инструментов. Поэтому кластерная политика должна реализовываться только с учётом специфики пространственной структуры экономики Узбекистана и его региональных особенностей.
Исходя из опыта формирования и реализации кластерной политики в определённых регионах, мы пришли к выводу, что:
● при реализации региональной кластерной политики необходимо учитывать национальные особенности;
● отсутствует однозначная структура регионального туристского кластера;
● методические основы формирования кластерной политики разрабатываются только для конкретного региона;
● кластерные политики государств различаются по степени вмешательства правительства в процесс кластеризации;
● существует многообразие методов обеспечения кластерной политики, которые определяются региональными особенностями и принятой концепцией кластерного подхода.
Вышеперечисленные факторы обуславливают необходимость разработки структуры регионального туристского кластера (РТК), а также методики формирования туристского кластера в регионах Узбекистана. Исходя из вышесказанного, мы предлагаем структуру формирования регионального туристского кластера в Самаркандской области (рис.). РТК имеет сложную структуру и включает в себя органы власти и управления региона, предпринимательский сектор – основные компании, производящие и реализующие турпродукты, вспомогательные (сопутствующие) производства, образовательные учреждения, научно-исследовательские организации, финансовые учреждения, организации сферы аттракции.
В структуру Самаркандского регионального кластера входят следующие основные субъекты: областной и районные хокимияты; Республиканский дорожный фонд; территориальные управления по автомобильным дорогам, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, Комитета по развитию туризма Республики Узбекистан, Центрального банка; управление культуры; финансовое управление; коммерческие банки; департамент торговли, бытовых услуг и производства товаров народного потребления; региональное представительство Управления мусульман Узбекистана; управление по благоустройству; межрегиональная государственная инспекция Главного научно-производственного управления по охране и использованию объектов культурного наследия Министерства культуры Республики Узбекистан; международный аэропорт «Самарканд»; железнодорожный вокзал; региональное представительство Республиканского творческого союза «Тасвирий Ойина»; Самаркандское областное управление по земельным ресурсам и государственному кадастру; областное радио «СТР» и телевидение «СТВ»; Театр драмы и музыки им. Хамида Олимжана; туристские и гостиничные предприятия, предприятия торговли и общественного питания и т.д.
Деятельность РТК должна координироваться специальным советом, целью которого является создание условий для успешной работы регионального туристского кластера, в том числе решение таких вопросов, как: продвижение турпродукта области; выход на новые ниши рынка; налаживание долговременных связей с наиболее перспективными партнёрами; максимизация прибыли; получение дополнительной маркетинговой информации; стимулирование наиболее перспективных направлений бизнеса.
Принципы организации РТК во многом способствуют его эффективной деятельности и развитию. Каждый субъект регионального туристского кластера участвует в цепочке формирования качественного турпродукта.
Как известно, формирование турпродукта происходит непосредственно на предприятиях туристской сферы. Но в создании туров также принимают участие предприятия, относящиеся к категории туристской инфраструктуры и сопутствующих туризму отраслей. Благодаря кооперации в рамках туристского кластера, предприятия создают определённый турпродукт, реализация которого приносит доход сразу нескольким предприятиям.
Участвовать в формировании туров может и координационный совет. Эта организация, помимо определения направлений развития регионального туристского кластера и механизмов привлечения инвестиционных ресурсов, также принимает участие в формировании туров, маршрутов и продвижении турпродукта на рынке. Предприятия отраслей, поддерживающих туризм, предоставляют весь спектр услуг, совокупность которых позволяет туристским организациям производить качественный турпродукт.
РТК формируется путём реализации следующих мероприятий:
● проведение организационной встречи всех участников РТК;
● формирование координационного совета из лиц, заинтересованных в развитии туриндустрии области;
● обеспечение работы координационного совета (стратегия развития туризма в области, программа и график деятельности совета);
● создание совещательной группы, включающей в себя представителей кластера (утверждение членов группы и формирование программы действий);
● работа по увеличению числа участников кластера;
● освещение в СМИ успешных кластерных проектов;
● регулярная публикация в СМИ информации о создании регионального туристского кластера, его участниках, преимуществах участия в кластере.
Итак, процесс формирования индустрии туризма и её устойчивого развития как одной из важнейших отраслей региональной экономики в настоящее время невозможен только лишь с использованием существующих рыночных механизмов, без действий государства по оказанию реальной поддержки. Именно государству здесь отводится роль катализатора государственно-частного партнёрства, предполагающего коллективные усилия с целью определения и внедрения эффективного экономического рычага для качественного улучшения жизни.
Таким образом, кластерный подход к развитию сферы туризма в Самаркандской области является ключевым организационно-экономическим механизмом совершенствования данной сферы и всей связанной с ним инфраструктуры региона. Кластерная политика является мощным инструментом решения задач перспективного развития сферы туризма в регионе и повышения уровня экономического развития страны в целом.
Дилбар АСЛАНОВА,
проректор СамИЭС, доц.
Машхура АЛИМОВА,
д.э.н., СамИЭС