Фискальная политика

Становление и развитие налоговой системы за годы независимости

3-2021

     Одним из основных этапов реформирования налоговой системы после провозглашения независимости явилось принятие Налогового кодекса Республики Узбекистан, который вступил в действие с 1 января 1998 года. Это позволило в определённой степени систематизировать ранее действовавшие нормы и положения, регулировавшие сферу и создать на тот момент единую правовую базу. С этого периода ежегодно принимались меры по совершенствованию профильного законодательства, направленные на поддержку проводимых в стране экономических реформ, с учётом которых вносились изменения и дополнения в Налоговый кодекс. Но у него был самый главный недостаток – Кодекс 1998 г. не стал документом прямого действия, т.к. большинство правоотношений в сфере регулировались ведомственными нормативными актами.
     В целях дальнейшего совершенствования законодательства был разработан Налоговый кодекс в новой редакции, вступивший в силу с 1 января 2008 года. В его основу заложено не кардинальное изменение системы, а её преобразование за счёт отказа от ведомственных актов. Он стал документом прямого действия благодаря систематизации всех действующих норм и положений, регулирующих вопросы налогообложения. При этом впервые было внед­рено правило определения места реализации услуг для исчисления налога на добавленную стоимость. Также расширилась общая часть кодекса, посвящённая вопросам налогового администрирования, введения основных понятий и терминов, установления чёткого механизма зачёта и возврата излишне уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей.
     В Кодексе были прописаны особенности налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков, на которых не распространялись ни общий режим в виде общеустановленных налогов, ни упрощённый, в частности на рынки.
     Упрощённый порядок предусмат­ривал уплату единого налогового платежа для отдельных категорий плательщиков (микрофирм и малых предприятий, предприятий торговли и общественного питания и т.д.), единого земельного налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей, фиксированного налога по отдельным видам предпринимательс­кой деятельности. Однако эта система из года в год становилась сложнее, т.к. вводились новые элементы при её исчислении. К таким можно отнести привязку к земельному налогу, обязательному количеству работников в отдельных отраслях экономики (строительство, общественное питание и розничная торговля).
     Основным толчком к дальней­шему реформированию сферы стал принятый 29 июня 2018 г. Указ ­Президента Республики Узбекистан за № УП-5468 «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан», в котором были определены главные направления преобразований:
     1. Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, создание условий для стимулирования легализации численности персонала и фонда оплаты труда субъектов пред­принимательства:
     ● введена единая ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 12 процентов. Внедрение плоской шкалы налогообложения привело к легализации фонда оплаты труда и росту количества плательщиков НДФЛ на 1 млн чел., а также к увеличению поступлений по этому налогу в 2 раза;
     ● отменены страховые взносы граждан во внебюджетный Пенсионный фонд (8% от фонда оплаты труда), что способствовало увеличению суммы доходов физических лиц в среднем за год на 12 трлн сумов;
     ● ставка единого социального платежа установлена в размере 25% для бюджетных организаций, государственных предприятий, юридических лиц, в уставном фонде (капитале) которых 50% и более принадлежит государству или юридическому лицу с долей государства 50% и более, и их структурным подразделениям, а также 12% – для остальных юридических лиц. С 1 января 2020 г. ставка социального налога снижена с 25 до 12% для предприятий с долей государства в уставном капитале 50% и более.
     2. Снижение налоговой нагрузки на предприятия, применяющие общеустановленную систему налогообложения:
     ● отменены обязательные отчис­ления в государственные целевые фонды, взимаемые с оборота (выручки) юридических лиц. Обязательные отчисления в размере 3,2% удерживались с оборота независимо от прибыли, и их сумма была сопоставима с 20-25% от прибыли предприя­тий. По расчётам, после их отмены около 7 тыс. предприятий сэкономили 6 трлн сум. в год;
     ● с 10 до 5% снижена ставка налога на прибыль, взимаемого у источника выплаты, по доходам в виде дивидендов и процентов. В распоряжении предприятий, уплачивающих налог на прибыль по доходам в виде дивидендов, в 2020 г. осталось более 1 трлн сумов;
     ● с 5 до 2% снижена ставка налога на имущество юридических лиц. Благодаря этому субъекты предпринимательства смогли сэкономить порядка 2,5 трлн сум. в расчёте на год;
     ● отменён налог на сверхприбыль по цементу, клинкеру, меди и полиэтиленовым гранулам, что поз­волило оставить в распоряжении предприятий порядка 1,5 трлн сумов;
     ● отменена плата за эксплуатацию полностью изношенного оборудования, по которому истёк срок полезной службы.
     3. Выравнивание налоговой нагрузки:
     ● предприятия, имеющие по итогам предыдущего года годовой оборот (выручку) более 1 млрд сум., переведены на уплату общеустановленных налогов;
     ● для всех субъектов предпринимательства, включая юридические лица с оборотом (выручкой) до 1 ­млрд сум., введены налог на иму­щество юридических лиц, земельный налог и налог за пользование водными ресурсами;
     ● для налогоплательщиков, имеющих годовой оборот (выручку) до 1 млрд сум., установлен порядок исчисления и уплаты единого налогового платежа с базовой ставкой в размере 4% и с возможностью уплаты НДС на добровольной основе.
     В результате проведённой реформы увеличилась численность плательщиков отдельных видов налогов.
     4. Реформа налога на добавленную стоимость.
     Ранее была сохранена действовавшая ставка НДС в размере 20 процентов. Для предприятий с оборотом до 3 млрд сум. введён временный упрощённый порядок расчёта НДС. На начальном этапе, наряду с лицами, имеющими годовой оборот более 1 млрд сум., на уплату НДС на добровольной основе также перешли более 3,2 тыс. налогоплательщиков с оборотом менее 1 млрд сум. – для недопущения разрыва «цепочки» при исчислении НДС от производства (импорта) товаров до их реализации конечному потребителю. Впервые было предоставлено право отнесения в зачёт суммы НДС по приобретаемым основным средствам, объектам незавершённого строительства и нематериальным активам, которые раньше включались в их стоимость (36 и 12 месяцев).
     В рамках дальнейших реформ с 1 октября 2019 г. ставка НДС была снижена с 20 до 15% (указы ­Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему упорядочению предоставления налоговых и таможенных льгот» от 27 июня 2019 г. за № УП-5755 и «О мерах по дальнейшему совершенствованию налоговой политики Республики Узбекистан» от 26 сентября 2019 г. за № УП-5837). В результате потери бюджета составили 2,2 трлн сум. в IV квартале 2019 г. и 9 трлн сум. в 2020 году.
     С 1 октября 2019 г.:
     а) юридические лица, осуществляющие реализацию конечным потребителям бензина, дизельного топлива и газа через автозаправочные станции, признаются плательщиками НДС независимо от размера выручки от реализации этих товаров;
     б) субъекты предпринимательства – импортёры признаются плательщиками НДС независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг);
 
 
Дилшод СУЛТАНОВ,
заместитель Министра финансов Республики Узбекистан
 
 
Весь текст статьи вы сможете прочитать в печатной версии журнала

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.