Одним из основных этапов реформирования налоговой системы после провозглашения независимости явилось принятие Налогового кодекса Республики Узбекистан, который вступил в действие с 1 января 1998 года. Это позволило в определённой степени систематизировать ранее действовавшие нормы и положения, регулировавшие сферу и создать на тот момент единую правовую базу. С этого периода ежегодно принимались меры по совершенствованию профильного законодательства, направленные на поддержку проводимых в стране экономических реформ, с учётом которых вносились изменения и дополнения в Налоговый кодекс. Но у него был самый главный недостаток – Кодекс 1998 г. не стал документом прямого действия, т.к. большинство правоотношений в сфере регулировались ведомственными нормативными актами.
В целях дальнейшего совершенствования законодательства был разработан Налоговый кодекс в новой редакции, вступивший в силу с 1 января 2008 года. В его основу заложено не кардинальное изменение системы, а её преобразование за счёт отказа от ведомственных актов. Он стал документом прямого действия благодаря систематизации всех действующих норм и положений, регулирующих вопросы налогообложения. При этом впервые было внедрено правило определения места реализации услуг для исчисления налога на добавленную стоимость. Также расширилась общая часть кодекса, посвящённая вопросам налогового администрирования, введения основных понятий и терминов, установления чёткого механизма зачёта и возврата излишне уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей.
В Кодексе были прописаны особенности налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков, на которых не распространялись ни общий режим в виде общеустановленных налогов, ни упрощённый, в частности на рынки.
Упрощённый порядок предусматривал уплату единого налогового платежа для отдельных категорий плательщиков (микрофирм и малых предприятий, предприятий торговли и общественного питания и т.д.), единого земельного налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей, фиксированного налога по отдельным видам предпринимательской деятельности. Однако эта система из года в год становилась сложнее, т.к. вводились новые элементы при её исчислении. К таким можно отнести привязку к земельному налогу, обязательному количеству работников в отдельных отраслях экономики (строительство, общественное питание и розничная торговля).
Основным толчком к дальнейшему реформированию сферы стал принятый 29 июня 2018 г. Указ Президента Республики Узбекистан за № УП-5468 «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан», в котором были определены главные направления преобразований:
1. Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, создание условий для стимулирования легализации численности персонала и фонда оплаты труда субъектов предпринимательства:
● введена единая ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 12 процентов. Внедрение плоской шкалы налогообложения привело к легализации фонда оплаты труда и росту количества плательщиков НДФЛ на 1 млн чел., а также к увеличению поступлений по этому налогу в 2 раза;
● отменены страховые взносы граждан во внебюджетный Пенсионный фонд (8% от фонда оплаты труда), что способствовало увеличению суммы доходов физических лиц в среднем за год на 12 трлн сумов;
● ставка единого социального платежа установлена в размере 25% для бюджетных организаций, государственных предприятий, юридических лиц, в уставном фонде (капитале) которых 50% и более принадлежит государству или юридическому лицу с долей государства 50% и более, и их структурным подразделениям, а также 12% – для остальных юридических лиц. С 1 января 2020 г. ставка социального налога снижена с 25 до 12% для предприятий с долей государства в уставном капитале 50% и более.
2. Снижение налоговой нагрузки на предприятия, применяющие общеустановленную систему налогообложения:
● отменены обязательные отчисления в государственные целевые фонды, взимаемые с оборота (выручки) юридических лиц. Обязательные отчисления в размере 3,2% удерживались с оборота независимо от прибыли, и их сумма была сопоставима с 20-25% от прибыли предприятий. По расчётам, после их отмены около 7 тыс. предприятий сэкономили 6 трлн сум. в год;
● с 10 до 5% снижена ставка налога на прибыль, взимаемого у источника выплаты, по доходам в виде дивидендов и процентов. В распоряжении предприятий, уплачивающих налог на прибыль по доходам в виде дивидендов, в 2020 г. осталось более 1 трлн сумов;
● с 5 до 2% снижена ставка налога на имущество юридических лиц. Благодаря этому субъекты предпринимательства смогли сэкономить порядка 2,5 трлн сум. в расчёте на год;
● отменён налог на сверхприбыль по цементу, клинкеру, меди и полиэтиленовым гранулам, что позволило оставить в распоряжении предприятий порядка 1,5 трлн сумов;
● отменена плата за эксплуатацию полностью изношенного оборудования, по которому истёк срок полезной службы.
3. Выравнивание налоговой нагрузки:
● предприятия, имеющие по итогам предыдущего года годовой оборот (выручку) более 1 млрд сум., переведены на уплату общеустановленных налогов;
● для всех субъектов предпринимательства, включая юридические лица с оборотом (выручкой) до 1 млрд сум., введены налог на имущество юридических лиц, земельный налог и налог за пользование водными ресурсами;
● для налогоплательщиков, имеющих годовой оборот (выручку) до 1 млрд сум., установлен порядок исчисления и уплаты единого налогового платежа с базовой ставкой в размере 4% и с возможностью уплаты НДС на добровольной основе.
В результате проведённой реформы увеличилась численность плательщиков отдельных видов налогов.
4. Реформа налога на добавленную стоимость.
Ранее была сохранена действовавшая ставка НДС в размере 20 процентов. Для предприятий с оборотом до 3 млрд сум. введён временный упрощённый порядок расчёта НДС. На начальном этапе, наряду с лицами, имеющими годовой оборот более 1 млрд сум., на уплату НДС на добровольной основе также перешли более 3,2 тыс. налогоплательщиков с оборотом менее 1 млрд сум. – для недопущения разрыва «цепочки» при исчислении НДС от производства (импорта) товаров до их реализации конечному потребителю. Впервые было предоставлено право отнесения в зачёт суммы НДС по приобретаемым основным средствам, объектам незавершённого строительства и нематериальным активам, которые раньше включались в их стоимость (36 и 12 месяцев).
В рамках дальнейших реформ с 1 октября 2019 г. ставка НДС была снижена с 20 до 15% (указы Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему упорядочению предоставления налоговых и таможенных льгот» от 27 июня 2019 г. за № УП-5755 и «О мерах по дальнейшему совершенствованию налоговой политики Республики Узбекистан» от 26 сентября 2019 г. за № УП-5837). В результате потери бюджета составили 2,2 трлн сум. в IV квартале 2019 г. и 9 трлн сум. в 2020 году.
С 1 октября 2019 г.:
а) юридические лица, осуществляющие реализацию конечным потребителям бензина, дизельного топлива и газа через автозаправочные станции, признаются плательщиками НДС независимо от размера выручки от реализации этих товаров;
б) субъекты предпринимательства – импортёры признаются плательщиками НДС независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг);
Дилшод СУЛТАНОВ,
заместитель Министра финансов Республики Узбекистан