В стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах (далее Стратегия) предусмотрено проведение активной инвестиционной политики, направленной на модернизацию, техническое и технологическое обновление производства, реализацию проектов производственной и социальной инфраструктуры, а также дальнейшее развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, внедрение информационно-коммуникационных технологий в экономику, социальную сферу, системы управления.
Учитывая географические особенности Республики Узбекистан, необходимо отметить особую роль транспортной инфраструктуры как фактора или драйвера экономического роста страны. Хорошей иллюстрацией этого факта является развитие сопряжённых отраслей экономики, происходящее в результате реализации стратегических инфраструктурных проектов, разработанных с учётом потребностей смежных отраслей экономики.
Драйверы экономического роста – это совокупность сложных силовых механизмов, которые улавливают потенциальные первичный и вторичный рыночный спрос и катализируют импульсы, идущие от расширяющегося спроса, включая разрозненные активы (материальные, финансовые, информационные, трудовые и т.д.), в русло мощного движения, меняющего внутристрановую экономическую действительность.
В этом качестве инфраструктурные отрасли выступают важным интегрирующим фактором регионального экономического роста. А это означает: чем богаче, разнообразнее и лучше организована инфраструктурная отрасль того или иного региона, тем более она привлекательна для новых видов бизнеса, развитие которых обеспечит новые рабочие места, приток налогов в бюджет региона, а также повлечёт устойчивое улучшение качества жизни – главного показателя экономического роста региона.
Современная экономика представляет собой систему хозяйствования, эффективное функционирование которой зависит от состояния её инфраструктуры. Происходит постоянное расширение и усложнение функций, выполняемых инфраструктурой, возрастает её роль в производственном процессе, организации различных видов бизнеса, в жизнедеятельности человека.
В главе 3.2. Стратегии особо отмечено, что для достижения повышения конкурентоспособности национальной экономики необходимо дальнейшее углубление структурных преобразований, в том числе:
● обеспечение сбалансированности и устойчивости национальной экономики, увеличение в её структуре доли промышленности, сферы услуг, малого бизнеса и частного предпринимательства;
● дальнейшая модернизация и диверсификация промышленности путём перевода её на качественно новый уровень, прежде всего, опережающее развитие высокотехнологичных обрабатывающих отраслей, производство готовой продукции с высокой добавленной стоимостью на базе глубокой переработки местных сырьевых ресурсов;
● ускоренное развитие индустрии туризма, усиление её роли и вклада в экономику, диверсификация и повышение качества туристских услуг, расширение туристской инфраструктуры.
Эффективное и рациональное решение данных задач требует соответствующего подхода к реализации плана действий по развитию надлежащей транспортной инфраструктуры. Это особенно актуально для запада Узбекистана, который богат как историческими памятниками, так и природными ископаемыми ресурсами.
Таким образом, в широком смысле инфраструктура является неотъемлемой частью социально-экономической жизни страны и регионов. Развитие и совершенствование инфраструктуры – важный фактор формирования отраслевой, функциональной и территориальной структур административного района. Под воздействием инфраструктуры формируется экономический, социальный, демографический и расселенческий облик территории.
Транспортная инфраструктура имеет особое значение в жизнедеятельности любого государства, от её состояния во многом зависит развитие ключевых отраслей экономики и качество жизни населения. В последние годы в стране построены современные транспортные коммуникации с качественным дорожным полотном, высокой пропускной способностью и благоустроенной инфраструктурой. Необходимо и дальше разрабатывать и реализовывать специальные программы строительства новых и модернизации существующих транспортных коммуникаций, повышая их логистический потенциал и расширяя ёмкость инфраструктуры.
В феврале 2017 года Президентом страны был подписан Указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления дорожным хозяйством». Согласно этому документу, формируется система содержания действующей и формирования новой инфраструктуры автомобильных дорог. Помимо этого, реализуются стратегические проекты, направленные на расширение высокоскоростной железнодорожной сети и путей воздушного сообщения республики, обеспечивающих её интеграцию в мировые транспортные коридоры.
В этой связи усиливается актуальность развития транспортной сферы страны, то есть рационализация транспортно-экономических связей административных районов, которые, несомненно, окажут влияние на ускорение социально-экономического развития республики.
Наша республика входит в список 44 государств мира, которые не имеют прямого выхода к морю, в связи с чем в стране обращают особое внимание на развитие всех видов транспортной системы: и железнодорожного, и автомобильного, и воздушного.
За годы независимости, в результате осуществления определённых мер, значительно выросли объёмы промышленного производства, образованы населённые пункты, появились новые производства. Повышается доля частного бизнеса во всех сферах экономики. За счёт создания условий для развития исторического, экологического и гастрономического туризма в республике расширяется туристская инфраструктура.
Целенаправленное решение актуальных на сегодняшний день задач по дальнейшему развитию транспортной отрасли и рационализации внутрирайонных и межрайонных связей способствует повышению степени комплексности хозяйства, экономической и технологической взаимосвязанности, развитости внутрирайонного разделения труда. Действительно, транспортная система является неотъемлемой частью народного хозяйства, основной составляющей общественного производства. Значимость правильного решения экономических проблем развития транспортной системы особенно возросла в современных условиях, когда во всём народном хозяйстве резко повысилась роль интенсивных факторов общественного развития.
Научное понимание зависимости производства и транспортной системы позволяет правильно определить транспортно-экономические связи, объёмы и направления перевозок грузов и пассажиров, наметить эффективные меры для рационализации перевозок и сокращения транспортных издержек.
В настоящее время в межрайонном обороте большая часть принадлежит железнодорожному транспорту, а остальное – автомобильному. Значение транспортной сферы можно охарактеризовать по той доле, которую они имеют в грузоперевозках. В частности, на 100 км территории северо-западного региона на сегодняшний день имеется около пяти км железнодорожных путей. Сравнительно низкая обеспеченность региона железными дорогами (более чем в 2 раза меньше по сравнению со средним показателем по Республике Узбекистан – свыше 10,6 км) повлияла на рост ряда производственных показателей. Предположительно, это отрицательно сказывается на эффективности транспортно-экономических связей северо-западного Узбекистана в целом и, в частности, Республики Каракалпакстан.
За годы независимости регион был присоединён к железнодорожной сети республики посредством строительства железной дороги Нукус–Султан Вайс–Учкудук–Навои. Это способствовало развитию производительных сил региона, и самое главное, в зоне Султан Вайс начала развиваться промышленность на основе использования природных ресурсов этой уникальной кладовой природных богатств – низовья Амударьи. Сегодня одной из важнейших задач, которую призвано решить развитие транспортной системы, является расширение экономических связей административных районов низовья Амударьи с развитыми районами Узбекистана, а также с определёнными территориями Центральной Азии. Это обеспечит: срочность и регулярность доставки; возможность организации современных видов доставки «от двери до двери»; большую сохранность грузов; рост экономичности при перевозке народнохозяйственных грузов и углубление производственной специализации и интенсификации отраслей экономики.
В настоящее время реализуется проект строительства железнодорожного участка Бухара–Мискин–Хива с последующей электрификацией. После завершения проекта время пути из Ташкента до Хивы – туристического центра западного Узбекистана – сократится более чем в 2 раза. Помимо этого, ещё больше возрастёт туристический потенциал Хорезмской области и Республики Каракалпакстан. Это также окажет колоссальный эффект в повышении мобильности и социальной интеграции населения, что немаловажно для экономического роста регионов.
Таким образом, мы видим, что эффективное функционирование транспортной инфраструктуры играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики в целом. От состояния и качества работы транспортной инфраструктуры зависят перспективы дальнейшего социально-экономического развития.
Считаем, что для развития транспортной производственной инфраструктуры с целью обеспечения дальнейшего социально-экономического роста в стране необходимо:
● ускоренное обновление основных фондов транспортной инфраструктуры;
● выявление и преодоление технического и технологического отставания;
● снижение территориальных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры, улучшение транспортной обеспеченности регионов и увеличение пропускных способностей;
● создание условий для роста объёмов транзитных грузовых перевозок;
● привлечение достаточного объёма инвестиционных ресурсов.
В дальнейшем необходимо разработать и реализовать стратегию развития транспортной производственной инфраструктуры в Узбекистане, которая обеспечит решение задачи эффективной реализации уникального географического потенциала страны на базе комплексного развития всех видов транспорта. Актуальность прогнозирования при определении путей решения задач развития транспортной инфраструктуры в Узбекистане предопределена необходимостью обеспечения опережающего развития транспортной сети как основы долгосрочного развития отраслей экономики и регионов.
Шохимардон МУСАЕВ,
специалист АБР